"Народ либо безмолвствует, либо говорит языком бунта", - полагают и сегодня некоторые историки. Не везде и не всегда!
Спойлер! (кликните для показа/скрытия)Тогда, в Феврале многие опасались - не возмутится ли "царелюбивое" крестьянство низвержением монархии, не станет ли оно опорой "Русской Вандеи"... Какого же было изумление корреспондента газеты "Русское слово", когда он увидел, с какой лёгкостью восприняла деревня эту весть: "Даже не верится, как пушинку сняла с рукава". А думский отдел сношений с провинцией, обследовав 29 губерний, констатировал: "... широко распространённое убеждение, что русский мужик привязан к царю, без царя "не может жить", было ярко опровергнуто той единодушной радостью, тем вздохом облегчения, когда они узнали, что будут жить без кого они "жить не могли"" И среди постановлений сельских сходов, принимавшихся по всей России, исследователи не обнаружили не одного, в котором выражалось бы сожаление по поводу свержения самодержавия.
В Феврале 1917 года революционные массы России оказались достаточно сознательными и для того, чтобы свести все свои надежды и чаяния к трём лозунгам: "Мир!", "Хлеб!", "Свобода!". В народном сознании они расшифровывались вполне конкретно: немедленное прекращение войны; немедленная передача всей земли крестьянам и радикальное улучшение снабжения армии и городов продовольствием; наконец не только свержение монархии, но и установление реального народовластия. Именно это стремление к народовластию, к подлинной демократии стало причиной, может быть, самого яркого проявления революционной сознательности масс - создания Советов.
Весь предыдущий исторический опыт убедил народ в том, что "начальству" - царю, генералам, помещикам, буржуям и особенно чиновникам - доверять нельзя. Что реализовать свои требования можно лишь при том условии, если власть будет находиться в руках самих трудящихся. И как только, пишет Ленин, в феврале появилась такая возможность, "по инициативе многомиллионного народа", самочинно и повсеместно, рабочие, солдаты, крестьяне стали создавать "демократию по-своему"(4).
Советы стали возникать сначала на заводах и фабриках, затем в районах, - раньше, чем какая бы то ни было партия успела провозгласить этот лозунг. В определённом смысле это был спонтанный процесс воспроизводства знакомых форм организации и борьбы, ибо уроки 1905 года прочно вошли в "стихию" народного сознания.
В создании Петроградского совета сыграли свою роль Чхеидзе, Скобелев, Гриневич, Копеланский и другие, находившиеся в столице на легальном положении. Но общероссийским органом власти Петросовет сделало давление с низу, те ожидания, которые питали рабочие и солдаты, посылая в Совет своих депутатов. И Советы сразу и повсеместно, не вдаваясь в дискуссии о рамках компетенции, заявили о себе как об органах власти. Они брали под контроль охрану порядка, продовольственное снабжение, работу транспорта и т.п. А главное они не забывали ни о мире, ни о земле.