"Тайна Эдвина Друда", Чарльз Диккенс
Снискавшего славу и ставшего классиком ещё при жизни Чарльза Диккенса критики зачастую упрекали в неспособности представить зрителю "лихо закрученный" сюжет: все тайны и загадки в его произведениях обычно не имели важного сюжетного влияния и легко распутывались читателями задолго до конца повествования. Под занавес своей литературной деятельности Чарльз Диккенс принял вызов и объявил, что свой новый роман построит столь оригинально, что он будет с каждой новой главой всё сильнее увлекать читателя, неизменно держать его в напряжении, и никто до самого конца не сможет предугадать развязку. Заявленное произведение - "Тайна Эдвина Друда" - планировалось разделить на 12 частей и поочередно выпускать их в ежемесячном журнале. Ожидания автора оправдались, и публика с нетерпением ждала каждого нового выпуска, коротая перерывы между ними высказыванием своих предположений. Увы, после выхода 3ей части писатель... скончался, и это событие сделало "самый загадочный роман Чарльза Диккенса" одной из главных тайн английской классической литературы. После смерти писателя в его документах были обнаружены полностью готовыми еще 3 части, которые также были опубликованы. В итоге, читателям досталась половина романа, в которой Диккенс познакомил их с действующими лицами, провёл по декорациям, среди которых и весьма мрачные склеп собора и опиумный притон на самом дне Лондона, свершил ключевое событие - исчезновение одного из персонажей (почти наверняка - убийство), разбросал по главам множество зацепок, ключей и подсказок, собрав которые наподобие паззла можно постараться предугадать дальнейший сюжет и вычислить виновника. О следующих главах Диккенс не оставил ни строчки черновых записей и ни намека в разговорах с друзьями и родственниками, унеся разгадку с собой в могилу. У литературоведов же "паззл" каждый раз собирается по-своему: если рядовой читатель по прочтении 6 глав почти наверняка назначает виновником одну из ключевых персон, то более профессиональные рецензенты отмечают, что самое очевидное предположение с очень большой вероятностью является "обманкой", заведомо введенной Диккенсом для того, чтобы позднее удивить публику, на это же намекают и косвенные "улики".
Так "Тайна Эдвина Друда" стала тайной, не раскрытой уже на протяжении полутора веков.
Рекомендовать или нет эту книгу, я не знаю. С одной стороны, её автор - не нуждающийся в представлении классик, но с другой, английская проза 19 века тяжеловесна как зад королевы Виктории, и сегодня многим будет трудно пробраться через витиеватые и сложнопостроенные диккенсовские сплетения фраз. Литературное направление реализм не предусматривает соблюдения планки "один труп на каждые 10 страниц" и считает исчезновение одного человека достаточным поводом для написания романа, что тоже сегодня не будет способствовать интересу. В то же время, присущее реализму доскональное воспроизведение обстановки позволяет писателю "положить" ключи и подсказки на видных местах, не опасаясь, что они будут обнаружены преждевременно. Так что если есть желание почувствовать себя в роли этакого "Шерлока Холмса", то книга поможет это осуществить.
Я же прочел "Тайну Эдвина Друда" в рамках подготовки к следующему произведению, написанному уже современным автором в наши дни.
"Друд, или человек в чёрном", Дэн Симмонс
Лондон второй половины 19 века разделён на 2 "мира": в одном из них почтенные джентльмены ведут размеренное благопристойное существование, но в другом тысячи людей выживают за гранью нищеты в смрадных кварталах и огромном лабиринте подземных катакомб, где десятилетиями орудует банда, совершившая уже несколько сотен убийств, а её "кукловодом" является загадочная личность, которой бедняцкая молва приписывает сверхъестественные способности.
Действие мистического романа ведется от лица Уилки Коллинза, жившего в действительности друга и соавтора Чарльза Диккенса - второго, но не менее важного героя этой книги.
Произведение имеет много "слоёв". На страницах, как и в реальности, Чарльз Диккенс - сложная личность, обласканная публикой, но пребывающая в конфликте с многими официальными представителями власти из-за своих социалистических взглядов. Пережив ужасную железнодорожную катастрофу, он приобрел сильнейшее нервное расстройство, из-за которого рассудок временами стирал грань между реальным миром и его произведениями, заставляя писателя считать своих персонажей живыми людьми. Инспектор, расследующий городские убийства, настолько одержим своими поисками, что возникают сомнения, не превратилось ли его дело в манию, заставляющую сплетать между собой ничем не связанные преступления, и не является ли таинственный "кукловод" лишь плодом воспалённого воображения. Уилки Коллинз, от лица которого ведется рассказ, страдает от подагры и ради избавления от мучительных приступов раз за разом прибегает к опиуму, так что события романа мы наблюдаем через призму его прогрессирующей наркотической зависимости. Пока мы следим, чья же из одержимостей ближе к реальности, в орбиту событий втягиваются персонажи, послужившие прототипами для последнего незаконченного романа Диккенса, с которым наша книга имеет отчётливо различимое композиционное сходство.
Читать интересно, мне определённо понравилось. Автор Дэн Симмонс своими предыдущими работами уже обрёл литературное признание и получил ряд наград, в том числе и престижную "Хьюго". Но "Друд" - это ни в коем случае не "экшн", а скорее детектив, в котором мистические элементы и описания убийств, достойных Джека-потрошителя, лишь разбавляют в общем-то плавное 800-страничное повествование, ключевые повороты которого чаще подаются через светские беседы, которые и положено вести достопочтенным английским литераторам.