Футбольное Динамо может быть ликвидировано.
По информации из клуба, руководство Банка ВТБ пребывает, мягко говоря, в бешенстве от вылета команды в ФНЛ и не видит смысла дальше вкладываться в непрофильный актив. Вылет в ФНЛ – это не шаг назад, после которого будут два шага вперед, это два шага в могилу, которую в любой момент могут засыпать землей. О немедленном расформировании речь не идет, Клубу и
Центральному Совету Динамо будет дано три года на поиск нового владельца и инвестора, после чего, в случае если таковой не будет найден, финансирование будет прекращено, а клуб ликвидирован. Безусловно, ликвидация это крайняя мера, до которой доводить никто не хочет, руководство ВТБ надеется, что на фоне проведения в России Чемпионата Мира и строительства нового стадиона желающие «подхватить» клуб найдутся. Однако, например, новый стадион уже сейчас принадлежит Банку, и новым владельцам клуба придется его либо выкупать, либо арендовать, и отнюдь не на льготных условиях.
Истинный же виновник происходящего, отнюдь не Банк, и не Центральный Совет Динамо, а Борис Ротенберг, который «кинул» и тех, и других. Когда Ротенберг, не без участия ЦС Динамо, был привлечен в клуб в 2013 году планировалось, что финансирование будет осуществляться в пропорции 50/50. По 80 млн. евро в год будет выделять Банк, 80 млн. евро Ротенберг. Однако на практике Ротенберг ловко «прокинул» и тех, и других, за два года управления клубом, не вложив туда не копейки, при этом ухитрившись еще и растратить деньги, выделяемые ВТБ, снизить рыночную стоимость клуба как актива, и нанести мощнейший репутационный удар, как по Динамо, так и по Банку ВТБ.
За первое полугодие 2015 года Борис Ротенберг растратил выделенные на год 4,5 миллиарда рублей, после чего покинул пост президента и ушел из клуба, вместе со всем своим окружением. В результате, у Динамо летом прошлого года не было ни копейки денег банально платить зарплаты футболистам и сотрудникам, да к тому же еще имелось множество долгов. Распродажа ведущих футболистов-легионеров (Джуджак, Вальбуена, Дуглас, Ванкер) решила проблему лишь частично, вырученных от их продажи денег было недостаточно, чтоб дожить до конца года, в результате чего Банку пришлось вложить дополнительно, сверх бюджета, сумму в районе 1,5 миллиардов рублей. И даже после этого, часть долгов, наделанных Ротенбергом, перешли на 2016 год, и гасились уже из бюджета 2016 года. Нельзя не отметить, что действия менеджмента по «расчистке» зарплатной ведомости оставляют после себя вопросы, т.к. у самого высокооплачиваемого футболистов из ушедших, Матье Вальбуэна, годовой оклад был в 1,5 раза меньше оставшегося в команде Игоря Денисова. Точно так же остались в команде и другие футболисты, входящие на тот момент в семерку самых высокооплачиваемых и выделявшихся на общем фоне, - Кокорин, Жирков, Самба, Ионов, Габулов. По факту вышла продажа самых ликвидных активов по бросовым ценам, без решения самой сути проблемы, вызвавшей финансовый крах – раздутого зарплатного фонда.
Кроме того, нельзя не отметить снижение стоимости Динамо как актива, за двухлетний период пребывания в клубе Бориса Ротенберга. В футбольном бизнесе «основными средствами», которые, прежде всего и определяют стоимость клуба, выступают футболисты, и за время работы во главе клуба команды Ротенберга, стоимость основных средств, несмотря на все вложения, лишь снизилась. Из команды совершенно бесплатно были отпущены, а говоря без сантиментов, выкинуты более 20 футболистов. Один только Федор Смолов, ставший в первым же после ухода из Динамо сезоне лучшим бомбардиром чемпионата, в случае, если бы был не выкинут из команды за ненадобностью, а продан по рыночной стоимости, позволил выручить бы больше денег, чем летние продажи Вальбуэна, Джуджака, Дугласа и Ванкера вместе взятые (сумма данных четырех трансферов 11,6 млн. евро, сумма недавнего предложения Зенита Краснодару по Смолову 12 млн. евро + 3 млн. евро бонусами). И Смолов лишь один из двух десятков футболистов, стоящих немалых денег, которые в результате крайней безхозяйственности менеджмента Динамо при Ротенберге, оказалась за пределами клуба бесплатно, - Юсупов (игрок сборной), Нобоа (приобретался за 8 млн. евро, ныне лидер Ростова), Гранат (игрок сборной), Фернандес (олимпийский чемпион), Уилкшир (приобретался за 3 млн. евро), Воронин (лучший игрок чемпионата России-2012), Ломич (игрок сборной Сербии), Шитов (игрок сборной Белоруссии), Панюков (самый талантливый и дорогой игрок РФ 1993 г.р.), Епуряну (капитан сборной Молдавии, приобретался за 4,5 млн. евро)…
Главный же удар, нанесенный Ротенбергом Динамо, пришелся на Финансовый Фейр-Плей. До середины 2013 г. финансирование банка классифицировалось как «сверхприбыль от выбытия основных средств». Так как земля в Петровском парке была принята на баланс клуба в 1920-х гг., а рыночная стоимость девелоперского проекта, осуществляемого ныне банком на этой территории, оценивается в сумму свыше 1,5 млрд евро, то платежи в рассрочку по 80 млн евро в год признавались органом УЕФА по финансовому контролю клубов релевантными. После того как пришедшими в клуб упраленцами Ротенберга, не разобравшимися в сложившейся ситуации, доходы были реклассифицированы на титульное спонсорство, они стали учитываться при расчете безубыточности как доходы от рекламы и средства спонсоров. И в силу того, что ВТБ являлся владельцем клуба, подлежали пересчету как доходные операции со связанными сторонами. Получая 80 млн. евро по контракту с титульным спонсором «Динамо» становилось бы мировым рекордсменом, даже на фоне лидеров – «Манчестер Юнайтед» и «Челси», зарабатывающих на этом 53 и 40 млн. фунтов соответственно. Поэтому сумма контракта при оценке Динамо на ФФП была пересчитана, и из 80 млн. евро в качестве релевантных доходов были признаны лишь 8 млн. евро. В результате закорузлости и некомпетентности управленцев команды Ротенберга, оказавшимися неспособными разобраться в современных финансовых схемах и правилах финансовой отчетности, клубу и Банку ВТБ был нанесен страшный репутационный удар. Динамо стало первым в истории футбола клубом, отстраненным от еврокубков за нарушение ФФП, «ославившись» на всю Европу. И это в то самое время, когда Банк ВТБ активно выходил на рынки Германии и Франции, в результате из дорогой непрофильной игрушки Динамо превратилось в реальную проблему, ставящую под угрозу основный бизнес Банка.