Мне немного странно читать, как некоторые еще пытаются разглядеть в Уитмарше профессионала, непререкаемого авторитета(есть и такие люди на формульных форумах). Нынешний сезон наглядно показал, что Уитмарш - не руководитель. Обещания победить всех-всех? Он уже три сезона обещает, а дальше слов не идет. Теперь вот хочет уже Льюиса победить, а сомнений в этом все больше. Нет, наверняка первый сезон Льюис проиграет относительно прошлых соперников и в этом ничего удивительного не будет. А дальше что? Только если Льюису достанется машина хотя бы уровня нынешней Феррари, зато стабильная и без всяких поломок, то Феттеля даже с адским самовозом это поставит в затруднительное положение, а в Макларене так и вовсе за голову схватятся.
После 2008 года в Макларене удалось построить действительно быструю машину только в 2012. 2009 был провален по известным причинам. В 2010 машина была неплоха, пилоты – стабильны, Макларен и Хэмилтон долго лидировали в обоих зачетах. Но надо признать, что в итоге опять победил быстрейший болид, а Макларен постоянно колебался между вторым и третьим местом по чистой скорости с Феррари. Машина была быстра только на определенном типе трасс, а единственные два гран-при, в которых MP4-25 был быстрее своих конкурентов, прошли на изобилующих длинными прямыми трассах. Хотя и в этой ситуации команда и пилот должны были брать титул (учитывая самодурство соперников), но в Барселоне Льюис не взял верные 18 очков (вот все-таки невезучая трасса), а к потере титула привел откровенно глупый сход в Монце, недостаток скорости по отношению к конкурентам в Сингапуре (заставивший Льюиса пойти в отчаянную атаку на Уэббера) и Японии, где добавились еще и технические проблемы. Обидно, досадно, но ладно, все-таки мы с оптимизмом смотрели в будущий сезон.
Но почему-то межсезонье опять было провалено, MP4-26 был наскоро реанимирован за две недели до начала чемпионата (чему поспособствовали волнения в Бахрейне), при этом став вторым по скорости болидом чемпионата. Радости болельщиков не было предела, добавила ее и откровенно слабая форма Ферров начала сезона, а ведь судя по предсезонке, Ферры должны были быть чуть ли не быстрейшей машиной. Но в Австралии Макларен уступил в квалификации Быкам без малого 0.8 секунды, и это при том, что Ред Булл в то время еще не решил проблемы с керсом. Сезон был проигран уже после гонки в Монако, дальше Макларен очень неплохо провел середину чемпионата, а в концовке Хэмилтон забил на все, лишь попадая в бесконечные аварии, пока Баттон тихо-мирно набирал очки. Это, однако, не помешало гордиться Уитмаршу после окончания сезона вторым местом в КК и личном зачете, какие мы «мастера камбеков» и вообще - всем еще покажем кузькину мать.
Блажен, кто верует, и я действительно уверовал в его слова, практически угадав расстановку сил в Мельбурне. Макларен вчистую выиграл две квалификации подряд, но в Австралии по непонятным причинам в баки залили меньше топлива, чем требовалось (фраза Уитмарша), а в Малайзии выяснилось, что «шины на нашем болиде работают в очень-очень узком диапазоне температур … бла-бла…», короче, ни хрена не едет машина в дождь.
Именно в Малайзии начались проблемы с пит-стопами, продолжавшиеся практически полсезона, они и сейчас изредка напоминают о себе. Механики никак не могли уложиться в желанные 2.5-3 секунды, растягивая порой время пребывания на домкратах Льюиса и Дженсона до 14 секунд! Это, однако, отнюдь не мешало «гениальному руководителю» продолжать свои политкорректные беседы с прессой в стиле «ну простите вы их, механиков, это не основная работа у них и вообще мы им мало платим» (что, видимо, дает эксклюзивное право механикам с таким «профессионализмом» относится к своим обязанностям).
Как же тут не вспомнить скандал с топливом в Барселоне, где кто-то по ошибке неправильно заправил машину Льюиса, а Уитмарш рискнул выпустить своего пилота на трассу, зная о возможном наказании. Да лучше бы он шестым стартовал, чем 24! В итоге вместо поула и долгожданной победы мы увидели отчаянный прорыв Льюиса с задних рядов, сопровождавшийся очередными заминками на пит-стопах. И лишь благодаря мастерству якобы «неаккуратного в обращении с резиной пилота», умудрившегося при этом проехать дистанцию Гран При с двумя пит-стопами, Макларен увез из Испании хоть какие-то очки, ведь напарник Льюиса в поисках пресловутого «баланса» феерически проваливал сезон.
Я уж и не говорю про кучу уик-эндов за последние три года, когда по абсолютно непонятным причинам машина теряла всякую скорость по отношению к конкурентам, причем именно в решающие моменты сезона. Дважды проигрыш титула совпадал с периодом откровенно слабой формы болида, при этом в Макларене подчеркивали, что не знают причин провала (сколько раз мы это уже слышали). Но это все цветочки по сравнению с тем, что случилось в этом сезоне.
Я, признаться, не приветствовал переход Льюиса в команду с непонятными перспективами и даже расстроился, узнав о решении Хэмилтона. Но титул по сути был проигран уже в Сингапуре, через пару дней после объявления о контракте с Мерседесом я пораскинул мозгами и по-другому взглянул на ситуацию. Сейчас совершенно точно ясно: уход Льюиса – это переход из одной команды с непонятными перспективами в другую. Вот только у вторых еще есть шанс на лучшее, а ситуация у первых, признаться, ничего, кроме сожаления не вызывает.
Потому я выдвинул версию, что окончательный мотив, побудивший Льюиса на переход – беспомощность нынешнего руководства Макларена. Возможно, в Сингапуре он еще колебался, но очередной сход, лишивший его шансов на титул, стал последней каплей.
Многие говорят, что Хэмилтон принял спорное и даже странное решение, а Макларен не пропадет – ведь они «великая команда с 25% выигранных гонок». Мне не близка параноидальная теория «Хэмилтон предал команду», поскольку любого молодого пилота берут в команду с прицелом выиграть титул. Так вот, Льюис свою задачу выполнил – принес Макларену долгожданный титул и выиграл без малого двадцать гонок (было бы больше, не борись FIA за интригу в чемпионате в Бельгии-2008), потому имеет право решать, где ему лучше.
Но если перспективы Хэмилтона пока туманны, то с Маклареном уже сейчас все ясно. С таким руководством они никого не выиграют, будут как всегда много болтать и мало делать (подчиненные под стать руководителю). И на месте Совета директоров, в который входит и Рон Деннис, я бы отстранил Уитмарша от руководства сразу после окончания сезона. Благо есть за что…
Сей пост навеян вовсе не последним интервью Уитмарша, которое, честно говоря, произвело малоприятное впечатление. Это скорее из разряда «накипело».