Одна жизнь – одна команда!
Авторы и герои, книги и направления, проза и поэзия, класски и современники.
Аватара пользователя
 Schroedingers Cat
#450685
kiel писал(а):Schrödinger's cat, как охарактеризуете книгу А.Дёблина-Берлин.Александерплатц. ? Какой жанр? Психологическая драма?
Опять же, как я уже говорил, начиная с эпохи романтизма в серьёзной литературе практически не приходится говорить о жанре. Кроме того, указанный вами роман — это пример модернистского творчества, где говорить о каком-то определённом жанре — кощунство и попытка загнать в рамки. Каков жанр «Улисса» Джойса? Или (чуть более поздний пример) «Игра в классики» Кортасара, «Соглядатай» Аллена Роб Грийе? Происходит разрушение романной формы как таковой и в подобного рода литературе не приходится говорить о жанре. Дело ещё и в том, что модернизм уходит от категории содержания, на первый план выдвигается форма. Вместо вопроса «О чём это?» главенствующее место начинает занимать вопрос «Как это сделано». Поэтому определять жанр данного произведения (если всё-таки пытаться это делать) через классические категории сюжета, перипетии, характера и т.д. было бы крайне ошибочным. Если брать классические определения эпоса, лирики и драмы, то они сюда не подходят. Сам Дёблин называл жанр своего произведения просто: «эпическое произведение». Так как мы имеем дело с романной формой (пусть и деформированной), то говорить о драме вообще не приходится (хотя, я, в общем, понял что вы имели в виду, тут корректнее было бы сказать «психологический роман», но как я уже отметил в отношении Дёблина говорить о классической романной форме* не приходится). Конечно, мы имеем образцы, когда стихотворное произведение называется романов («Евгений Онегин»), а прозаическое поэмой («Мёртвые души»), но это скорее исключения из правила и вдаваться в дебри мы пока не будем. Пока примем на веру тот факт, что перед нами прозаический текст, следовательно, вслед за самим Дёблиным определим это произведение как эпическое (кроме того, если попытаться найти какие-то признаки других родов литературы: лирики и драмы(как род), то мы их в романе Дёблина вычленим с трудом).

У Дёблина (как и у Джойса, Пруста, Дос Пасосса и ряда других авторов) я бы обратил внимание (переходя к формальным категориям (категориям формы)) на нарратив, т.е. повествовательную структуру произведения. На него в значительной степени повлияла немецкая экспрессионистская традиция (пожалуй, самая сильная литература экспрессионизма была создана именно на немецком языке, впрочем не только литература, но и кино, например). Экспрессионизм, как мы знаем, пытается передать настроение (или состояние) субъекта\объекта. Поэтому действительно, можно говорить о том, что произведение Дёблина по своей природе психологическое. Однако, в модернизме, повторюсь, важнее не что, а как. Выражение эмоционального состояния автора (героя) ещё не есть подлинно психология. Это было бы сужением представления о психологии. Тем не менее, эмоция тут играет значительную роль. Человеческая эмоция — подвижное явление, она часто сменяется, может обрываться, резко переходить из одной крайности в другую (особенно если брать истерический дискурс — тоже важная для экспрессионизма вещь). Отсюда, рваный, разорванный темп повествования, когда какие-то элементы упускаются. Дёблин стремится имитировать рванный ритм самой жизни (кстати, он последовательно критиковал такое явление как «психологический роман»). И избирает для этого технику, которую в литературоведении определили как технику монтажа. В частности, в немецком и современном отечественном литературоведении «Берлин. Александерплац» определяются именно как роман-монтаж. В этом плане Дёблин сближается с дадаистами, которые последовательно эксплуатировали принцип симультанности. Конечно, тот принцип монтажа (не исключаю влияние кино — немецкий киноэкспрессионизм это сильнейшая школа), о котором я говорю, не является доминирующей. Тут есть техники и классического психологического романа (внутренний монолог) и модернистские (поток сознания), но ключевым является именно этот принцип «склейки» подобных, казалось разнородных элементов в одно.

Поэтому, если имеет смысл определять жанр этого произведения, то я бы пошел от формы и определил как роман-монтаж. Можете почитать в интернете, на эту тему есть несколько работ. Я вам изложил общие положения, полученные мной из лекций + немного своего личного мнения.

*говоря о классической романной форме, я имею в виду, прежде всего, те образцы реалистического романа, который нам дал XIX век. В отечественной литературе это Достоевский и Толстой, на которых европейская традиция XX века в значительной степени ориентирована.
Аватара пользователя
 kurilka
#450688
Так недолго и мозоли на подушечках пальцев заработать!
Аватара пользователя
 Joker
#450697
Gerasim писал(а):
Joker писал(а):Млин, а я ведь просто просил книжку посоветовать! А тут война!
Э, может все-таки кто-нибудь подскажет автора типа Пехова, Панова, раз уж вы здесь собрались! На всякий случай Толкиена и "Поттера" не предлагать! :)
Панова читал, Пехова нет.
Рекомендую Древнерусскую игру Арсения Миронова.
Ну и попробуй Макса Фрая.
Спасибо, попробую.
P/S. Саня, еще раз спасибо за Скайрим. До сих пор играю. :)
Аватара пользователя
 kurilka
#450763
Да я всё прочитал на досуге. Вспомнилась история про одного немецкого писателя, его маму-прачку и литературную премию.
Как любил говорить мой друг, "достоевщина какая-то".
Красного диплома достоин!
Аватара пользователя
 Joker
#450772
Gerasim писал(а):
kurilka писал(а):Так недолго и мозоли на подушечках пальцев заработать!
А мне нравится читать Schrödinger's cat.
У меня тоже вопрос к нижегородскому сораДнику. А как ты оцениваешь творчество Вудхауза и его серию "Дживс и Вустер". Есть ли там какая-нибудь литературная ценность )))
Тоже интересно мнение, сам не читал, но друг просто в восторге.
Аватара пользователя
 kiel
#450773
Schrödinger's cat, Спасибо!-оч.познавательно.
Аватара пользователя
 Valerich73
#450894
Gerasim писал(а):Вот на это высказывание Антонио, я разродился своим, которое ты процитировал.
Как видно отсюда "уг про троллей" не моя выдумка. Впрочем и в один ряд писателей ставил тоже не я. Вот я и удивляюсь почему "уг про троллей" Толкиена не достойно быть среди "классиков", а "уг про троллей" Гоголя достойно. Не понятно :)
Жаль, что у вас такая глупая ответка получилась :mrgreen:
Аватара пользователя
 Schroedingers Cat
#450925
Gerasim писал(а): У меня тоже вопрос к нижегородскому сораДнику. А как ты оцениваешь творчество Вудхауза и его серию "Дживс и Вустер". Есть ли там какая-нибудь литературная ценность )))
Вудхауса трудно назвать писателем первого ряда. Всё-таки, в то время, когда он творил, происходило много интересных событий. Там же, примерно в это время творили Джойс, Киплинг, Бернард Шоу, Йейтс, чуть ранее — Оскар Уальд, Голсуорси и т.д. Вудхаусу, как, например, Стивенсону или Герберту Уэллсу было трудно пробиться в когорту «великих». Однако, тем не менее, все три названных мной автора это очень значимое явление не только в английской (британской) литературе, но и в общеевропейском (и даже мировом — в любви к Вудхаусу признавался, например, мой любимый Кортасар) контексте.
Творчество Вудхауса наследует всей традиции британского юмора — от Чосера до Стерна, в XIX веке — отмечу влияние Диккенса и Теккерея. Более того нельзя не упомянуть Конан Дойла. С моей точки зрения, наибольшую ценность среди произведений Вудхауса о Дживсе и Вустере представляют его рассказы (новелистика, малая форма вообще). Те, которые написаны в 10-е—20-е годы, как мне кажется, очень хороши.
Я, к сожалению, всю серию романов\рассказов об этой парочке не прочёл, но вот моё скромное мнение такое.
Аватара пользователя
 Schroedingers Cat
#452686
Евгений Алёхин «Третья штанина»
Забавно вышло. С одной стороны, вроде хорошо, с претензией на философичность, с другой — как-то это попахивает подростками пубертатного возраста. В целом соглашусь с рецензией Прилепина, который написал, что герой Алёхина это повзрослевший герой Селинджера, ещё не ставший героем Буковски.
Стилистически напоминает Илью Стогоff, но Илюшей я в своё время не впечатлился, а тут получилось вполне хорошо.
Аватара пользователя
 Рыба
#452925
это повзрослевший герой Селинджера, ещё не ставший героем Буковски (c) Эту книгу буду читать точно :)
Аватара пользователя
 Valerich73
#453082
Gerasim писал(а):В чём глупая то?
на этот вопрос раньше уже дали ответ:
Romul писал(а):Не люблю Достоевского, но мозгов хватает не называть его УГ в приличном обществе. :lol:
Аватара пользователя
 albicelestes62
#453090
К Schrödinger's cat
Хотелось бы услышать мнение филолога.
"Конек-горбунок"- это действительно произведение Ершова!?
Последний раз редактировалось albicelestes62 09 янв 2013, 13:59, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
 Рыба
#453092
А " Руслан и Людмила" -это точно Пушкин?!

Хотя не увидел... Горбунобок- это не Ершова уже :D
Последний раз редактировалось Рыба 09 янв 2013, 12:37, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
 Schroedingers Cat
#453227
albicelestes62 писал(а):К Schrödinger's cat
Хотелось бы услышать мнение филолога.
"Конек-горбунок"- это действительно произведение Ершова!?
Я, честно говоря, не интересовался вопросом, но ходит байка среди литературоведов, мол, Пушкин то ли задолжал Ершову, то ли от жены заработок утаивал (а может от налогов скрывался?), в общем подарил он в итоге сказку Ершову. Пока что это всё разговоры и литературоведческие сплетни. Разве что недавние исследования лингвистического состава текста дают вистов в пользу авторства Пушкина. Но серьёзных работ мне пока не встречалось на эту тему, а вот разоблачающих эту «сенсацию» хватает.
В общем я хз, кто его знает, Пушкин тот ещё мистификатор (повести Белкина хотя бы вспомним). Но всё же пока что каких-то более-менее серьёзных оснований кроме домыслов я не встречал. Поэтому моё мнение — да, Ершова.
Аватара пользователя
 kurilka
#456009
Мы все читали "неправильные" сказки, и нам, недоучкам и заскорузлым ретроградам, это с видимым удовольствием обясняет одна дама: http://weekend.ria.ru/books/20130112/79 ... n_partners. Разбирает любопытство, до чего же всё-таки не сумеют добраться в своём раже ниспровержения всего и вся наши современные варвары? Скоро ли доберутся, например, до истории Древнего мира и перепишут неинтересные и скучные современные учебники. И уже не будет в них Олимпа с его богами или царя Леонида со спартанцами, а сплошь торчащие на всех перекрёстках фаллосы и милые истории одного известного острова. "Это же ведь тоже правда!", - воскликнут они.
Последний раз редактировалось kurilka 19 янв 2013, 18:23, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
 kiel
#456020
kurilka, вам что-то не нравится? У меня вот стоит 3томник русских народных сказок(не адоптированных для маленьких детей),издан в 80годах...Столько крови и насилия нет даже в фильмах ужасов
Аватара пользователя
 kurilka
#456022
Понимаю. Для Вас это - живительный бальзам!
Что хотел сказать, я уже сказал.

Для любителей почитать на досуге - небольшое эссе Евгении Пищиковой "Вульгарное и изысканное": http://russlife.ru/allday/day/20130118/ ... noe/%D1%82.
Аватара пользователя
 Schroedingers Cat
#456107
Да ничего нового там не написано. Сказка на протяжении веков никогда (разве что в XIX веке в одной из своих разновидностей — литературной сказке — отчасти таковой являлась) не была исключительно детским жанром. Всякие были. Суть там, конечно, сложнее всяких сисек-писек, но и многие инициационные моменты затрагивались.
Что до стремления везде увидеть Фрейда, то есть такая тенденция у не очень умных исследователей. Я вот знаю товарищей, которые советские мультики с точки зрения фрейдистской символики рассматривают. Всякие бывают.
Аватара пользователя
 kurilka
#456136
Фрейд слишком много курил. Но дама-то...
  • 1
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 47