Разговаривая о "Суперджете", стоит обратить внимание и на особенности его класса.
На региональных линиях большинство перевозок осуществляется винтовыми машинами, потому что за малую продолжительность полёта пассажир способен мириться с традиционными неудобствами таких самолётов - повышенными вибрацией и шумностью салона. Преимущество в скорости реактивных самолётов при рейсе в 1-1,5-2 часа даёт всего минут 10-20. По этим причинам, винтовые машины в силу своей меньшей цены зачастую выглядят привлекательнее. На региональных перевозках даже поезд конкурирует с самолётом.
Лидеры строения реактивной региональной авиации - "Эмбраер" и "Бомбардье" продают свои машины сотнями, а не тысячами. Учитывая это, около 150 заказанных "Суперджетов" за неполную первую пятилетку является не таким уж и маленьким числом.
При проектировании SSJ, как я понимаю, главной целью было восстановление потерянных за время разрухи навыков строительства пассажирских самолётов и заполнение "пробелов" за счёт международной кооперации. Опыт "Суперджета" показал, что Россия способна наладить серийный выпуск таких машин, и сейчас мы видим следующий шаг - более сложный МС-21. На этой стадии борьба обостряется: отечественный авиапром вторгается на гораздо более прибыльный рынок. Ещё сильнее обостряет ситуацию то, что мы можем предложить клиенту самолёт с двигателями не только западного производства, но и с нашими. Тройка мировых лидеров - "Pratt & Whitney", "Rolls-Royce" и "General Electric" держат этот рынок очень плотно и никого не пускают. Посмотрим, что из этого получится, и ждём дальнемагистрального самолёта.
По поводу безопасности, Путин летает на Ил-96 и вроде не жалуется.
Так что ждать от SSJ-100 многотысячных продаж резона нет - их в таком количестве в этой категории просто не продают. Но и недооценивать его не стоит, так как, во-первых, свой кусок он будет отхватывать, а во-вторых, он - лишь первое звено в цепочке.
Для России собственное самолётостроение жизненно необходимо. При его отсутствии на один рычаг давления на нас будет больше, и воспользоваться им желающие найдутся всегда.