Эдуард Лимонов "Смрт" / "Книнские истории"
"Смрт" / "Книнские истории" не сборники рассказов как таковые, художественный вымысел, насколько я могу судить, практически отсутствует. Это разновидность полевых записок, зарисовок. Эпизоды войны.
Неспокойное для Балкан время - 1992-1993 год. Югославские гражданские войны.
Эти сборники рассказов можно сравнить с картинами экспрессионистов. Подойдёшь слишком близко, начнёшь вглядываться в детали и остаётся ощущение размытого изображения,, не имеющего границ. Не понятного. Происходит своего рода расфокусировка.
Но стоит лишь отойти и окинуть взглядом картину целиком, как четкость изображения возвращается и можно смотреть на картину целиком, уделять внимание деталям, подмечать тонкие черты. Пазл уже сошелся, но для того что бы понять его не стоило смотреть в каждую детальку отдельно, а надо было лишь собрать его целиком и окинуть взглядом.
Так и в рассказах Лимонова о гражданской войне, трудно, да и, наверное, незачем рассматривать каждый рассказ в отдельности. Внимание стоит уделить картине целиком. Хотя, находятся и такие рассказы, которые трогают сами по себе. Такой как, например, "Белая лошадь" из цикла "Книнские истории".
Вряд ли в подобного рода зарисовках должны отражаться какие-то пафосно-героические события. Нет. Но это не значит, что в них нет места подвигу. Подвиг там везде. Каждый день,прожитый на той войне - уже подвиг. Изображенные в основном солдатские будни, запечатлены человеческие судьбы.
Невероятно искреннее повествование о борьбе. О борьбе сербского народа. Единого, в сущности народа. Сербы - единственная нация, у которой сменив религию, меняешь национальность. Католические сербы - хорваты, мусульманские сербы - боснийцы. А есть еще черногорцы.
"Смрт" / "Книнсккие истории" - правдивые картины сербской трагедии, которые трогают до глубины души.