Мексиканский легионер «Динамо» Луис Чавес уже третий год выступает за московский клуб, но в нынешнем сезоне он пока не провел ни одного матча, так как летом на Кубке КОНКАКАФ (континентальное первенство сборных Северной и Центральной Америки) получил тяжелую травму, от которой до сих пор восстанавливается. Из-за этого он так и не поработал с предыдущим динамовским главным тренером Валерием Карпиным, руководившим бело-голубыми с июня по ноябрь 2025 года, но сейчас на сборах в ОАЭ начинает готовиться ко второй части сезона под руководством нового наставника Ролана Гусева.
В интервью «Известиям» 30-летний футболист оценил новый тренерский штаб, поделился мнением о причинах неудач «Динамо» при Карпине, порассуждал о шансах попасть в состав сборной Мексики на предстоящий летом чемпионат мира, который его страна проведет совместно с США и Канадой, а также назвал любимые места в Москве и самых близких друзей из российских игроков «Динамо».
— В какой степени вы уже преодолели последствия вашей летней травмы крестообразных связок?
— Сейчас идет финальный этап восстановления. Пока не могу сказать, что восстановился до конца. Есть некоторые ограничения движения, но в целом я себя гораздо лучше чувствую — делаю больше упражнений в тренажерном зале и на поле. Думаю, в ближайшее время буду уже тренироваться в общей группе.
— Операцию где делали?
— В Мексике. Там же провел первые шесть недель после операции, когда начал восстановление. Потом прилетел в Москву и уже весь дальнейший восстановительный процесс проводил там. Потом снова продолжал лечение и восстановление в Мексике во время зимнего отпуска.
— За прошедшую часть сборов в Дубае поняли, в какой футбол будет играть «Динамо» при Ролане Гусеве?
— Сейчас мне тоже придется оценивать по наблюдениям со стороны, поскольку еще не тренировался в общей группе при новом главном тренере. Но, когда занимаюсь индивидуально, смотрю на тренировки команды и вижу, что Гусев хочет ставить «Динамо» атакующий, вертикальный футбол. Это было видно и по матчу на турнире BetBoom Dynamo Global Challenge против «Шанхай Шэньхуа». Да, это только начало подготовки и первые матчи на сборах, поэтому игра не до конца целостная, но на этом турнире (организованном «Динамо» и титульным партнером клуба BetBoom. — Ред.) уже заметно то, о чем я говорю. Мы часто будем играть в атаке.
— Что-то похожее на игру «Динамо» при Марцеле Личке?
— По тому, что я видел, да. Конечно, сейчас у «Динамо» немного другой состав, чем был при Марцеле. После него пришло довольно много новых футболистов, но атакующие игроки с хорошей скоростью остались с тех времен — к примеру, Тюкавин и Гладышев. Они очень хорошо играли при Личке. И думаю, будут примерно также играть при Ролане, тем более он начинал работу в штабе «Динамо» при Марцеле.
— Каким он запомнился как исполняющий обязанности главного тренера в мае прошлого года после увольнения Лички и до этого в качестве помощника Марцела?
— В конце прошлого сезона он работал всего четыре матча во главе команды и еще не был постоянным главным тренером. И там было сложно что-то поменять. Сейчас у него больше времени на постановку игры и полноценные полномочия главного тренера. Будет немного по-другому, что уже видно по тренировкам, — команда очень много работает с мячом, пытается играть в быстрый футбол на маленьком пространстве. Мы всё больше понимаем, чего он от нас хочет.
— Гусев никогда не играл в Европе, но после завершения карьеры футболиста долго жил в Испании. Он достаточно выучил язык, чтобы с вами разговаривать?
— Мне кажется, он немного понимает, что мы говорим. Но не это главное. Главное, что он понимает наш менталитет, чувствует, что и когда нужно сказать команде. Знает, как мы должны тренироваться, и как должны играть.
— Как вам новый тренер по физподготовке Августин Кильяборда?
— Пока я занимаюсь индивидуально, поэтому больше работаю с его ассистентом, реабилитологом Хуаном Гомесом. Но со стороны вижу, что атмосфера во время тяжелых тренировок стала очень позитивная. Даже когда игроки устают, Августин их успешно мотивирует на продолжение работы. Это самое важное сейчас. Атмосфера стала другой при новом тренерском штабе.
— У Ролана Гусева будет первый опыт работы главным тренером, его ассистент Юрий Жирков вообще только начинает тренерскую карьеру. По вашим ощущениям, они уже готовы к решению больших задач с «Динамо»?
— Думаю, они все готовы — и Гусев с Жирковым, и Роман Шаронов, который уже поработал главным тренером не в одном клубе и имеет хороший опыт. Они ждали возможности показать свой уровень. И теперь она появилась. Неважно, что у кого-то из них не такой большой тренерский опыт, — важно, что они были тремя отличными игроками. И это может быть для нас очень полезно, поскольку они понимают футболистов и их психологию.
— Вы видели этих великих игроков на поле? Все трое были в своем прайме уже в то время, когда вы могли осознанно смотреть футбол — Гусев и Жирков, к примеру, брали Кубок УЕФА с ЦСКА, когда вам было 9 лет, Шаронов побеждал с «Рубином» «Барселону» в Лиге чемпионов, когда вам уже стало 13.
— Об этих их достижениях я больше читал в интернете. Непосредственно игру Жиркова видел, когда он выступал за «Челси», и запомнил его по этому периоду. Гусева и Шаронова я игроками не видел, но, повторюсь, много о них читал и знаю, насколько они важные футболисты в истории российского футбола.
— Шаронов считается одним из наиболее помешанных на тактике русских тренеров. Вы это ощутили по тем теоретическим занятиям, что проводит нынешний динамовский штаб?
— Да, особенно это заметно, когда идет работа над обороной. Всё-таки Шаронов был центральным защитником. Из того, что я заметил по тренировкам, для него очень важно детально объяснить, какое расположение игроков у нас должно быть, какое расстояние между ними. Это очень полезно — и для игроков, которые давно в команде, и для молодых. Для Романа при этом главное, чтобы мы не только сидели в защите — он хочет, чтобы мы начинали обороняться, уже когда атакуем.
— До него видели что-то подобное?
— В сборной Мексики в штабе Хавьера Агирре есть Рафа Маркес и Тони Амор — они очень много работают над тактическими упражнениями, над тем, как команда должна двигаться, над координацией. Сам Хавьер любит это, но сейчас этим больше занимаются его помощники. И Шаронов похож на них в своей любви к этим деталям.
— Когда в первой части сезона смотрели матчи «Динамо», смогли для себя сформулировать причины нынешнего нахождения «Динамо» на десятом месте в чемпионате России?
— Думаю, самой большой проблемой была атмосфера. Она была не самая лучшая для работы. Это влияло на нашу игру и тренировочный процесс. Во многих моментах игроки не чувствовали себя комфортно. Любая ошибка возникала в результате сложившейся атмосферы внутри команды — это больше всего влияло на ребят. Хотя были и матчи, где нам просто не везло.
— Поскольку вы не играли и не тренировались при Валерии Карпине, можете объяснить, как у вас возникло такое ощущение атмосферы внутри команды?
— Я чувствовал эту атмосферу всё время. Не был постоянно с командой во время матчей и тренировок, поэтому не могу вам что-то подробно сказать на эту тему. Но, когда приезжал на базу «Динамо», видел своих партнеров по команде. Они были грустные — очень переживал, и было видно, что не получали удовольствие от процесса. Такая атмосфера влияла и на меня. И видел с трибуны во время матчей, что такое настроение переносится и на игры.
— Такие настроения были и у русских, и латиноамериканских футболистов?
— Здесь нет разницы между российскими и иностранными игроками. Всё, что случилось, коснулось всех футболистов «Динамо». Они не показали свой лучший футбол на поле. Атмосфера в команде была настолько плохая, что игроки не могли продемонстрировать свои лучшие качества. Были те, кто играл чуть получше, и те, кто играл чуть похуже. Но общий уровень игры команды и большинства футболистов по отдельности оставлял желать лучшего. Большинство из них не понимали требования тренера. Постановка требований или манера тренера разговаривать с командой вообще не помогли игрокам показать свои лучшие качества. Это создавало напряжение, негативно влиявшее на команду, что и было самой большой проблемой «Динамо» в первой части сезона.
— Вы с Карпиным лично разговаривали, пока он был главным тренером? В личном общении ощутили ту манеру разговаривать с игроками, которую упомянули выше?
— Говорил с ним один-два раза. И разговор был не о футболе — только о личной жизни и разных бытовых вопросах. Я в команде при нем находился три-четыре месяца после операции. И показалось, что до моего восстановления он не хотел со мной говорить о футболе. Поэтому об атмосфере в команде сужу по тому, что видел на базе, когда встречался с игроками и наблюдал за ними со стороны на тренировках и во время матчей.
— Вы получили травму крестов прошлым летом, когда играли на Кубке КОНКАКАФ за сборную Мексики. Из общения с Агирре и его штабом есть понимание, насколько они готовы позвать вас на домашний чемпионат мира ближайшим летом, если успеете восстановиться и набрать форму. Они говорили вам, что не забыли о вас даже после травмы?
— Да, когда произошла травма, весь штаб общался со мной. Как и во время восстановления. В последнее время они не разговаривали со мной, но со мной постоянно на связи физиотерапевт из их штаба, который всё время узнает мое состояние и сообщает о нем Агирре, Маркесу и Амору. Конечно, у меня есть мечта сыграть на ближайшем чемпионате мира, часть которого пройдет в моей стране. Это моя цель. Но сначала надо начать полностью тренироваться с «Динамо» и подготовиться к 1 марта, когда будет первый матч в РПЛ после зимней паузы.
— Когда бываете в Мексике, смотрите, как страна готовится к чемпионату мира-2026? Он будет ярче, чем предыдущий ЧМ-2022 в Катаре?
— Я думаю, да. Хотя бы потому, что будет больше команд, чем на всех предыдущих мундиалях. И атмосфера в Мексике другая. Люди болеют совсем по-другому, чем в Катаре, — люди у нас в стране по-настоящему живут футболом. Поэтому всё будет очень красиво. И это будет по-настоящему историческое событие.
— Почему историческое? Мексика уже принимала у себя два ЧМ, причем единолично, а не с двумя другими странами, как сейчас?
— Потому что я надеюсь, что сборная Мексики выступит получше. Мы никогда не проходили дальше четвертьфинала. И хотим поменять эту ситуацию. Ради этого очень серьезно работаем последние три года, пытаясь поменять менталитет. Очень хочется, чтобы получилось выступить лучше, чем раньше.
— Какие места в Мексике должен посетить человек, который впервые поедет в вашу страну?
— Это зависит от того, чем вам нравится заниматься в свободное время. В Мексике есть много очень красивых пляжей — например, Канкун, Тулум, Паленке. Мне лично нравится туда ехать, наслаждаться морем. Из исторических памятников советую увидеть колону в центре Мехико — памятник Независимости. Площадь Сокало (по-русски «площадь Конституции». — Ред.) — главная площадь Мехико. Археологическая зона Теотиуакан. Я вам назвал три главных места, которые сразу пришли в голову. Но на самом деле у нас много что можно посетить — всё не перечислишь.
— Вы в интервью «Спорт-Экспрессу» в 2023 году говорили, что в Москве понравилась Красная площадь. С тех пор появились еще любимые места в столице России?
— Честно говоря, немного посетил с тех пор мест. Но есть одно... Патриаршие пруды, или, как их у вас еще называют, «Патрики». Очень люблю там гулять, ходить в рестораны, которых в этом районе очень много. Больше посмотреть почти ничего не удалось — я очень много времени отдаю футболу. Зато моя жена любит смотреть разные места. Не только в Москве — пару раз она даже специально ездила в Санкт-Петербург.
— В том же интервью 2023 года вы говорили, что Вячеслав Грулев научил вас русским нецензурным словам. После его ухода из «Динамо» с кем из россиян ближе всего поддерживаете отношения?
— Больше разговариваю с Фоминым, Тюкавиным, Гладышевым. Но матерные слова больше не использую. Чуть-чуть учу русский, но не до такой степени, чтобы ругаться на нем (улыбается).
— Русский язык более богат на ругательства, чем тот испанский язык, на котором говорят в Мексике?
— Я думаю, что нет.
— Полтора года назад «Динамо» с вами в составе едва не выиграло чемпионат. Что помешало добиться хотя бы ничьи в гостях с «Краснодаром»?
— «Краснодар» — одна из самых сложных команд, против которых мы играем. Был трудный матч, где-то нам не повезло, когда мы в конце попали в штангу. Сложно что-то еще добавить. Было очень обидно. Всегда хочется выигрывать титулы. Особенно когда знаешь, какое это большое значение имело для «Динамо», давно не выигрывавшего чемпионат. Но я думаю, у нас еще будет шанс. У нас хорошая команда собралась с хорошим тренерским штабом. Нам нужно немного поменять свой менталитет и думать только о том, как выигрывать трофеи. Уверен, нам это по силам.