Первый выезд в сезоне и первое статусное испытание — мы не просто в очередной раз едем в Краснодар, а едем к чемпиону, который уже успел проиграть дома дважды. А до этого пришлось помучиться против Пари-НН в начале первого тура. Всё это, даже на фоне качества нашей игры, всё равно оставляло нам шансы не проиграть. Однако когда стало известно, что на выезд не поехало сразу несколько ключевых игроков Динамо, я поменял свой прогноз в конкурсе с 1:1 на 2:0… К помимо серьёзно травмированных в лазарет добавились Осипенко, Фернандес, Лаксальт, Бителло и Маухуб. Из опытных игроков в запасе только Скопинцев и Макаров. Зайнутдинов ещё привыкает к команде, хотя это не помешало дебютировать бразильскому новичку Рубенсу. С другой стороны, выбора у Валерия Карпина не было. Добавим к этому известную форму (точнее — её отсутствие) Гладышева и Нгамалё — и становится понятно, почему после матча в графе «удары в створ ворот» у нас красовалась баранка. Однако даже эта игра показала одно большое изменение. При Личке было очень много разговоров, что он играет в атаку, меньше уделяя внимания обороне и многие его за это недолюбливали. И вот, «по просьбе трудящихся», в Динамо всё разворачивается на 180 градусов: атаки почти нет, но мы пропускаем всего один гол! Повторю: имея большие кадровые проблемы, мы пропускаем всего один гол от действующего чемпиона, который до этого проиграл дома дважды! Поражение это, конечно, всегда неприятно, но одно дело проигрывать 0:4 к 25-й минуте (первое кубковое дерби Лички), и совсем другое пропускать на 87-й минуте от лучшего игрока прошлого чемпионата. Кстати, ещё замечание по составу команд: у Краснодара вышло только три россиянина, а у Динамо — семь. Вышедшие на замену у хозяев три легионера и Кривцов, у Динамо — три россиянина и казахстанец Зайнутдинов.
Игра началась обнадёживающе: уже на первой минуте давление Сергеева вынудило Агацева выбить мяч в аут, а последующие три прошли преимущественно на половине Краснодара. Лишь на пятой минуте, после невынужденной потери Александрова (тех. брак) в центре поля, Сперцян убежал в контратаку, завершившейся угловым. Вообще вся игра проходила с большим количеством единоборств, и на 8-й минуте стало боязно за Маричаля, неудачно приземлившегося после верховой дуэли. Ещё через несколько минут стало по-настоящему страшно: Кутицкий на грани «фола последней надежды» хватал за футболку неудержимого Кордобу, но судья почему-то вообще не увидел нарушения. Вместо Кутицкого предупреждение получил главный тренер хозяев Мусаев. В этом эпизоде я хотел бы обратить внимание на то, какую неудачную позицию выбрал Александр до паса на нападающего — пас-то получился случайным, и Кордоба должен был оказаться в офсайде, но наш универсал не уследил за офсайдной линией.
Предупреждение Фомину двумя минутами позже демонстрирует желание наших игроков ни в чём не уступать сопернику: оба тянулись к мячу, но Оласа по инерции неприятно ударился о выставленную ногу, тем самым дав повод судье показать жёлтую карточку нашему капитану. Эх… Вы понимаете, чего нам не хватило на 87-й минуте, да?
Первый полумомент случился на 15-й минуте, но Сперцян промедлил в нашей штрафной. Кстати, эта атака началась после очередного выноса Агкaцева от своих ворот — высокая игра наших нападающих не позволяла разыгрывать мяч низом. Вот и получается, что такие выносы отрезают часть наших игроков, которые не успевают вернуться, чтобы помочь игрокам середины поля после неудачного подбора… Смотрим на скамейку запасных — из игроков средней линии только Виктор Окишор выше 180 см, но он слишком лёгкий для верховых единоборств. У Дмитрия Александрова это всего вторая игра в старте за основную команду. Конечно, ему пока не хватает опыта ни в выборе позиции, ни в верховой борьбе.
Второй полумомент в матче тоже пришёл после заброса, но уже за спину нашим защитникам. Я вот смотрю на стоп-кадр и не могу понять, как Краснодар смог так легко создать численное преимущество в линии нападения? К счастью, Са сыграл в этом эпизоде не по-бразильски, а дальний удар Черникова пришёлся в Маричаля. Через минуту уругваец снова в центре внимания, не позволив колумбийскому легионеру Краснодара пролезть к воротам Лунёва.
На 20-й минуте у нас появилась возможность быстро провести свою атаку, которую мы даже довели до удара Фомина в защитника. Но в этой комбинации мне непонятны действия Гладышева — почему он ждёт мяч в статике? Зачем даёт Глебову подойти к нему и потерять темп атаки? Сорадники, я сейчас читаю книгу «Zwei gegen Eins» («Два против одного») и настоятельно рекомендовал бы почитать её Ярославу и Нгамалё (он как раз говорит по-немецки), ведь там описывается несколько вариантов, как разыгрывать базовое большинство 2в1 или 3в2. Вот один из вариантов: Глади (если уж не стал бежать по своему краю) забегает за спину Аугусту, Муми смещается на фланг, а Глебов продвигается дальше (что он и сделал). И теперь у Данилы есть несколько вариантов для паса — Гладышев и Фомин по центру, Муми с краю. Решение, кому делать передачу, принимается по обстоятельствам.
Следующие 8 минут прошли в постоянной борьбе Маричаля и Касереса, кроме опасного штрафного у наших ворот ничего примечательного не происходило. Немного обострил игру Рубенс, но не у чужих ворот, а у своих, срезав мяч в высокую свечу. Здесь стоит отметить, что атаку хозяева начали после потери мяча Нгамалё. И я даже не знаю, как классифицировать эту потерю — он просто упал… Далее следует атака Динамо и снова вопросы: почему мы играем так близко друг к другу и не используем свободные зоны? Почему ни Глебов, ни Гладышев не видят подключающегося Касереса справа??
На 31 минуте жёлтую карточку получает Карпин — за симуляцию Нгамалё… На 37 минуте обнаружен единственный удар в створ (навес Гладышева вполне мог стать голевым, если бы в воротах не было вратаря). Сразу же после этого интересный момент в нашей обороне — выстраиваем четвёртку защиты, Муми неспеша трусит позади Сперцяна, Фомин тоже в полупозиции, всё это безобразие видит Маричаль и чётко выдвигается навстречу сопернику, притормозив быструю атаку Краснодара.
Под конец тайма Динамо стало позволять ближе подходить сопернику к нашим воротам, что однажды привело к ещё одному полумоменту. В этот раз мы отбились количеством. Для экономии сил и увеличения плотности игроков у штрафной Динамо перестроилось на 5 защитников, а высоченный новый центр обороны (Александров\Кутицкий) несколько раз выигрывали верховые мячи, правда Краснодар был всегда первым на подборах.
Как и первый тайм, второй начался позитивно — с атаки Динамо, закончившейся навесом на Осипенко, то есть на никого. Краснодар тут же ответил своей, и как вы думаете, она началась? Правильно, с выноса вратаря на нашу половину поля. Примерно с 50-й минуты Динамо начинает играть очень близко к своим воротам, правда теперь все игроки участвуют в обороне. В своей редкой атаке снова не смогли разбежаться Муми и Сергеев, и это снова вопрос об умении играть 2-в-1. В данном случае камерунец должен был смещаться на фланг. Так он и спину поставит сопернику сзади, и защитнику спереди будет сложнее против широко расположившихся нападающих. Перед штрафной Сергеев забегает за спину защитнику, но Муми делает такой отвратительный пас, что мяч догоняет казалось бы отставший оппонент.
В дальнейшем Краснодар полностью перехватил инициативу, Динамо успешно отбивалось, а всё тот же Муми в редких контратаках продолжал отдавать передачи сопернику вместо Сергеева. Если мы снова взглянем на наш состав, то увидим, что на поле у нас только два выраженных созидателя: Николя и Ярослав. И именно их пассивная и неточная игра является ответом на вопрос «а где атака у Динамо?». Надоев ждать хоть какой-то активности от полузащитников, Карпин меняет Гладышева на Макарова, однако Денис за 30 минут, кроме одного прохода и паса на Муми, ничем не запомнился. И я честно не понимаю, почему нельзя было выпустить того же Скопинцева вместо Нгамалё?! Хуже бы точно не стало, а хоть какая-то острота у чужих ворот могла бы появиться. Ещё до первой замены можно было отметить активность нашего новичка в обороне. Во время позиционной атаки Краснодара Рубенс резко выдвинулся вперёд, однако не смог помешать Батчи обработать мяч в касание, тем самым создав свободную зону на своём фланге для Петрова. Бразилец сразу попытался накрыть его, но было поздно — навес в штрафную, где Черников не смог пробить головой. В принципе, такие рискованные действия Рубенса понятны и вызваны позиционной потерей Глебова своего оппонента. И даже не успев на перехват, защитник рванул обратно к Петрову. То есть понимание игры у него побольше, чем у других наших игроков. Кстати, эта атака Краснодара из той же темы 2-в-1: вначале отыграли Муми, а затем Рубенса.
69-я минута — первый (!) удар в створ от Краснодара. Хозяева прибавляют в давлении, а у Рубенса начинают сводить ноги. Непростой эпизод между Батчи и Глебовым в нашей штрафной — один повтор показывает, что первым на мяче был нападающий, а другой — игру Глебова в мяч. Сразу после этого команды делают массовые замены: Краснодар выпускает двух свежих игроков (Кривцов — 100-я игра в РПЛ, Кобнан — 47 игр), Динамо — сразу трёх: Зайдензаль (10 минут в РПЛ) вместо Кутицкого, Зайнутдинов вместо Рубенса, Смелов (106 минут) вместо Александрова (стало 182 минуты). После обмена жёлтыми карточками у ворот Динамо прозвенел первый звоночек — со вторым ударом в створ Краснодара после штрафного надёжно справился Лунёв. На несколько минут игра немного отодвинулась от ворот Динамо, однако Нгамалё быстро вернул мяч хозяевам у их штрафной, а Кордоба воспользовался таким подарком, в одиночку обыграв защитников Динамо — 1:0…
После матча было очень много критики и оскорблений в адрес 21-летнего Леона Зайдензаля. Было много советов, что нужно было фолить в этом моменте. Я же хочу поделиться своей историей — как однажды оказался на его месте. Это был 2019 год, низшая берлинская лига, играли против какой-то средней команды, и я как раз был на позиции правого защитника, только чуть выше, чем Леон. И вот идёт атака по моему флангу, нападающий смещается в центр, а я просто бегу параллельно, сопровождаю. Ну то есть один в один, как наш защитник, только в моём случае нападающий не бьёт, а навешивает в центр штрафной… Хочу вам честно сказать, о чём я тогда подумал: ну, ничего страшного, там же есть другие защитники и вратарь, они справятся. Мяч ударяется об землю в нескольких метрах перед вратарём, а одинокий нападающий расстреливает наши ворота — 1:0. Через несколько минут ситуация повторяется один в один: атака справа, я сопровождаю с мыслями — ну не могут защитники и вратарь сыграть плохо второй раз подряд… 2:0. Смотрю на партнёров, а они на меня с глазами, полными ненависти. Я, конечно, понял, что виноват. Но неужели им было сложно сыграть по долголетящему мячу? А вот дальше произошла интересная вещь в моей футбольной жизни. Снова атака через мой фланг, но только в этот раз я был решительно настроен не просто сопровождать игрока и надеяться на других, а самому сыграть активнее. И у меня получилось — я дотянулся до мяча и не позволил в третий раз навесить с моего фланга.
Для меня это стало каким-то откровением: оказывается, чтобы играть максимально эффективно иногда достаточно просто сделать два-три шага к сопернику. Что нельзя перекладывать свою ответственность на других, ведь именно мне доверил эту роль главный тренер, а не кому-то другому. Если я сделаю всё от меня зависящее, тогда у партнёров по команде вообще не будет шанса ошибиться. Нужно брать игру на себя, а не уступать право выбить мяч товарищу, ведь и он может поступить также, чем с радостью воспользуется соперник. Пришло понимание, что чем меньше у соперника времени на приём и обработку мяча, тем меньшую угрозу он может создать в атаке. Этого можно достичь или с помощью своевременной плотной игры по сопернику или игры на опережение. И это не просто какие-то слова, а оставшиеся свои игры до травмы голеностопа я провёл на хорошем уровне как никогда раньше! В некоторый случаях соперник вообще не пасовал моему оппоненту, потому что я находился в опасной близости к нему и мог легко перехватить мяч. Для этого конечно нужно иметь хорошие физические данные, чтобы постоянно перемещаться туда-сюда. К сожалению, моя лучшая игра, когда я не позволил сопернику абсолютно ничего на моём фланге, оказалась для меня последней… Мы победили 2:1. Можно сказать, что я «ушёл на пике карьеры» 😎 Жаль, что я понял это всё только в 36 лет. Леону же только 21. Если сейчас он поймёт это сам, или даже если ему кто-то подскажет — то всё у него будет хорошо, а значит и у Динамо тоже. Ну а оскорблять или поддерживать молодого игрока — это уже кто во что горазд.
Возвращаемся в Краснодар. У нас ещё оставалось 10 минут, чтобы сравнять счёт, но даже в этом случае Карпин не выпустил никого из атакующих игроков. Уже было неважно, с каким счётом проигрывать, но попытаться отыграться стоило. Забавно, что только после пропущенного гола Нгамалё начал бегать на хорошей скорости. Надеюсь, в ближайшее воскресенье не он один будет пахать на поле — не показать игры против последней команды РПЛ будет уже стыдно.
Выводы: на фоне своих кадровых проблем и статуса соперника игра получилась сложной. Если бы не Маричаль с Касересом, то из Краснодарского края мы могли уехать с более крупным счётом. При этом сами хозяева не показали какой-то замысловатой игры, а уповали на постоянные забросы с продавливанием наших защитных линий. Другими словами, черно-зелёные снова мучились взламывать своего соперника, поэтому прочитать после матча «преодолевает мини-кризис» было смешно. Всё решили в этой игре два игрока: Нгамалё успешно потерял мяч, а Кордобу лишь однажды опустили наши защитники. Да, в нашей собственной атаке у нас почти ничего не получилось. На это есть уже упомянутые объективные причины. И если вышедших в субботу молодых игроков за короткий срок изменить невозможно, то надо работать над выздоровлением отсутствующих. А ещё лучше — наконец-то обратить внимание на то, почему у нас столько травм? Успех первого сезона Марцела Лички в первую очередь был обусловлен здоровой командой. А сейчас — столько травм, сколько, наверное, не было никогда в истории команды. И это гораздо важнее, чем «0» в графе удары в створ.
Антистатистика (убрал некоторые позиции, так как они не всегда невынужденные):