«Динамо» второй год подряд находится в борьбе за чемпионство в РПЛ. Один из главных бойцов команды Марцела Лички – уругваец Диего Лаксальт, способный сыграть как на фланге обороны, так и в центре поля.
У Диего очень насыщенная карьера – до «Динамо» он успел поиграть за шотландский «Селтик», «Милан», «Торино» и другие клубы Серии А, а также был важным звеном сборной Уругвая, которая на ЧМ-2018 в России дошла до четвертьфинала.
В рамках Winline Зимнего кубка РПЛ мы поговорили с Лаксальтом о его насыщенной карьере, игре «Динамо» и работе Лички. В интервью Metaratings.ru уругваец рассказал:
– Скоро будет 4 года, как ты в России. Как у тебя с языком, насколько удалось продвинуться в его изучении?
– Да, я уже увереннее разговариваю на русском и без проблем общаюсь с одноклубниками. И мне, и ребятам удобнее говорить на одном языке.
– Не возникает проблем с коммуникацией вне футбола, в обычной жизни?
– Нет, я спокойно общаюсь на улицах и в торговых центрах или магазинах по-русски. Конечно, иногда забываю какие-то отдельные слова, но в таких ситуациях меня спасает гугл-переводчик.
– Ты был в сборной Уругвая на ЧМ-2018 в России. Какой тебе тогда показалась наша страна? Что за это время изменилось?
– В 2018 году у меня особо не было времени и возможностей, чтобы погулять по городам России, посмотреть Москву, так как я постоянно находился внутри команды. Можно сказать, что мы как бы были не в России, а внутри большого собрания разных стран и культур на территории России.
А вот как только я приехал в «Динамо», то сразу начал изучать страну и людей, живущих в ней. Люди в России любезные и доброжелательные, они очень хорошо относятся к иностранцам и всегда стремятся как-то помочь. Мне и моей семье очень нравится жить в России. Конечно, во время чемпионата мира я тоже обращал внимание на это, но познакомился поближе с этим только после перехода в клуб.
– Есть ли вещи, к которым ты до сих пор не можешь привыкнуть? Бразильцы в интервью нам признаются, что часто скучают по кухне. Может, ты тоже скучаешь по чему-то уругвайскому?
– В отличие от ребят, о которых вы упомянули, у меня другая ситуация. До приезда в «Динамо» я 8 лет провёл вне своей страны, в Европе, так что мне гораздо легче было адаптироваться. У меня есть привычка находится вне родной культуры. Это касается не только еды, а вообще жизни.
В России я ко всему привык, так как давно тут нахожусь. Что касается еды, то в Москве много ресторанов с латиноамериканской кухней, где можно поесть мясо или какие-то особые блюда, к которым я привык. Еще моя жена часто готовит нашу традиционную еду. Единственный минус – это отсутствие прямых рейсов в Уругвай и в Италию. Приходится много летать, это усложняет жизнь. Со всем остальным никаких проблем нет.
– Ты один из самых опытных и долгоиграющих легионеров в России. Что ты думаешь об уровне РПЛ, учитывая твой европейский опыт?
– Если брать непосредственно футбол, я считаю, что за последние два года уровень РПЛ вырос: команды стали более равными, нет такого, чтобы одна-две команды выделялись, а остальные были слабыми. Также в лигу приехало много талантливых игроков. То есть уровень самого футбола очень хорош.
Что касается немного негативных моментов, я могу сказать, что в России не так сильно развита околофутбольная составляющая, культура боления. В Европе футболистам невозможно расслабиться из-за давления со стороны болельщиков и медиа, нужно всегда находиться на топ-уровне. Сейчас в России стремятся к этому, но пока что чего-то не хватает. Да, люди всё больше ходят и поддерживают команды, внимание в медиа растет, но давления извне должно быть больше, чтобы игроки всегда находились в тонусе.
– В 2012 году болельщики «Динамо» обстреливали футболистов из ружей для пейнтбола.
– Конечно, я слышал об этой истории. Да, такое случается, но футбол – это не только игра, но и всё, что происходит вокруг клуба – тактика, отдельные матчи. Понимаю, что здесь стремятся к высокому уровню, но я всё равно считаю, что в России градус напряжения не дотягивает до европейского и латиноамериканского уровня.
– Недавно бывший игрок «Динамо» Александр Кокорин заявил, что РПЛ – говно по уровню. И дискуссия об уровне чемпионата разгорелась с новой силой. Твоё мнение кардинально отличается.
– Я могу рассуждать только о тех четырех годах, что здесь нахожусь. Когда я только приехал, уровень чемпионата был хорош, но потом многие игроки покинули РПЛ, и, может, было чуть хуже. Но, на мой взгляд, за последние два года уровень лиги поднялся. Приехало много новых качественных игроков из Латинской Америки, уровень точно поднимается к тому качеству, которое я застал, когда приехал.
Если кто-то рассуждает таким образом, это лишь его мнение. Каждый может говорить что угодно, но лично я не считаю и никогда не скажу, что РПЛ – говно.
Да, есть отличия от других чемпионатов. Здесь большой уровень прессинга и физической активности, много игры без пауз – это особенность российского чемпионата. Если мы берем другие лиги, то кому-то нравится испанский футбол, кому-то итальянский, кому-то АПЛ. Кто-то, наоборот, скажет, что не может смотреть, например, итальянский футбол, что это говно, и ему нравится более атакующий испанский или английский чемпионат. Но это неправильно, мы можем лишь говорить о разнице в отдельных аспектах.
– Когда игроки массово уезжали из РПЛ из соображений безопасности, ты принял решение остаться. Почему?
– У меня была возможность уйти, но только на год, даже чуть меньше. Я посоветовался с женой и мы приняли решение остаться, потому что меня всё устраивало в России, действовал контракт с «Динамо». Если бы клуб принял предложение продать меня на условиях долгосрочного контракта, то это было бы одно дело. Таких вариантов не было, так что я принял решение остаться в России. Когда был молодым, я метался по разным странам и клубам, бывал в арендах, так что сейчас решил, что нужно остаться в «Динамо».
– Бителло позже, чем другие игроки, вернулся в расположение команды, хотя планировал остаться в Бразилии и долго игнорировал представителей российского клуба. Общался ли ты с ним на эту тему, может давал советы? Объяснялся ли он с командой?
– Мы особо не разговаривали с ним на эту тему. Я лишь слышал из прессы, что шли какие-то переговоры и у него была возможность уйти из клуба. Важно учитывать, что это всё зависит не только от игрока, но и от агента с клубом. Мне не хочется влезать в этот процесс, в этом нет никакого смысла.
Да, Бителло приехал позже, но мы знаем, что он тренировался индивидуально, он в хорошей форме и смог сразу адаптироваться. Он профессионал с большой буквы. И это самое главное. Я вижу, что у него есть огромное желание работать здесь в команде. Всё произошедшее между Бителло и «Динамо» меня не касается.
– Продолжим историю про выравнивание уровня чемпионата. «Динамо» – одна из тех команд, которые пытается прервать гегемонию «Зенита». Как вы пережили финиш прошлого сезона, когда были в шаге от чемпионства? Какие были эмоции?
– Ну какие ещё могут быть эмоции? Мы весь год работали над тем, чтобы выиграть чемпионат, но в итоге проиграли в последнем матче. В плане самоотдачи не было никаких претензий, но нас подвели спортивные моменты. Мы с «Краснодаром» боролись за чемпионство, обе команды очень хотели победить. У соперника было преимущество домашнего поля, с поддержкой трибун, но это, конечно, нас не оправдывает. Думаю, тот факт, что на старте сезона мы потеряли очень много очков, тоже повлиял на такой печальный исход для нас. То есть не один матч решил исход гонки, а то, что мы недобрали очки в других матчах. В совокупности это привело к тому, что мы не стали чемпионами.
Что касается этого сезона, сейчас стало ещё больше команд, которые сражаются за золотые медали. Если в том году их было три, то сейчас уже шесть. Впереди ещё много матчей, так что всё может поменяться в любую секунду – кто-то отвалится, кто-то присоединится [к гонке]. Что мы можем сделать со своей стороны? Только работать, работать и ещё раз работать. Делать всё для того, чтобы в последнем матче нынешнего сезона взять реванш за прошлое. В последнем матче, кстати, мы опять играем против «Краснодара» (улыбается).
– У меня был разговор с Виктором Са из «Краснодара». Он признался, что не смог заснуть ночью после того матча, думая о всевозможных исходах.
– Да, команда, которая хочет выиграть чемпионат, должна играть в каждом матче так, будто это финал. Игру за игрой. Мы будем к этому стремиться.
– Ты играл под руководством многих известных итальянцев – Мадзарри, Гаттузо, Гасперини, Сарри. Чем Личка выделяется по сравнению с ними?
– Сравнивать тренеров не стоит, потому что у каждого из них свои качества и своя специфика. Что касется Марцела, мне очень нравится его атакующий футбол: он даёт много свободы игрокам, мы постоянно играем с мячом и стараемся забивать как можно больше голов. Также тренер любит высокую интенсивность игры, чтобы команда не расслаблялась. У нас довольно молодой коллектив, так что в «Динамо» получается симпатичный, атакующий футбол. Мне это очень импонирует.
– А что касается человеческих качеств, он отличается от других тренеров?
– Самое главное человеческое качество Марцела – это его открытость. Он постоянно общается с игроками, интересуется их жизнью и даёт советы, советуется сам. Это отличает его от других тренеров. Я считаю, что игроки должны этим пользоваться, особенно молодые. Тренер даёт свободу не только на футбольном поле, но и в жизни. Он всегда выслушивает критику, может как поболтать, так и поспорить с футболистом. Некоторые специалисты не допускают такого вольного общения, они более жесткие. А Личка, наоборот, всегда открыт. И всегда интересуется жизнью футболистов, а не только говорит о тренировочном процессе. Он всегда находит со всеми общий язык.
– С чувством юмора у него тоже порядок?
– Да, у него отличное чувство юмора. Если сравнивать этот подход с Европой, то там такое поведение тренера может не пойти ему на пользу из-за давления извне, о котором я уже говорил. Там тренеры закрываются и часто отказываются общаться с прессой. Личка же готов коммуницировать абсолютно со всеми. Но что важно, несмотря на открытость, он не позволяет нам расслабляться. Личка требовательный, но всегда даёт игрокам свободу выбора и шансы. Игроки, особенно молодые, должны этим пользоваться и не должны расслабляться. В отличие от других тренеров, которые даже не будут смотреть в сторону таких [молодых] игроков, он каждому готов дать шанс.
– Один из шансов он дал тебе, так как неожиданно для всех ты поменял игровую позицию, и теперь играешь в центре поля. Как воспринял это?
– Это не новая для меня позиция, так как в полузащите я играл до 21 года. Уже потом я стал больше играть на левом фланге. Личка спросил у меня об опыте на этой позиции, так как находясь на фланге, я часто уходил в середину поля. Так что эта позиция была мне знакома. Я спокойно принял решение тренера, так как футболисты всегда должны слушаться своего руководителя. Подчеркну, что Марцел советовался со мной, но проявлять себя надо на любой позиции.