Защитник сборной Уругвая Николас Маричаль проводит уже третий сезон в московском «Динамо». В этом году он выиграл сразу две бронзовых медали – в чемпионате России с клубом и на Кубке Америки в составе национальной команды. В интервью Metaratings.ru 23-летний футболист рассказал о жизни в России и оценил выступление «бело-голубых» в этом сезоне.
– Ты уже больше двух лет выступаешь за «Динамо». Что значит для тебя этот клуб?
– Действительно, уже прошло больше двух лет, как я в «Динамо». Я очень рад быть частью этого коллектива и играть в таком великом и именитом клубе. Я счастлив здесь.
– За эти два года нельзя сказать, что ты стал игроком основы. Тебя не смущает твоё положение в клубе?
– Нет, вообще нет. Я молодой футболист, мне ещё необходимо многому научиться. Буду продолжать накапливать опыт, чтобы стать ещё лучше, чем я есть сейчас, и, может быть, со временем превратиться в одного из ключевых футболистов «Динамо».
– Только ленивый не ругает «Динамо» за оборону в этом сезоне. Ты сам как считаешь, это главная проблема «Динамо» на данный момент?
– Не знаю. У нас бывают очень хорошие матчи. Также бывают, возможно, игры, где мы то ли не совсем сконцентрированы, то ли допускаем отдельные ошибки, которые нам потом дорого обходятся. Но я не думаю, что мы плохи в защите. Может быть, нужно улучшить переход из атаки в оборону или какие-то другие моменты. Но, повторюсь, какие-то матчи получаются, какие-то – нет. Такое бывает.
– В продолжении темы. Многие эксперты говорят, что игроки атаки не возвращаются в оборону. Это действительно так?
– Возможно, в этом действительно есть доля правды, потому что зачастую мы не так компактно действуем на поле, как это демонстрируют некоторые другие команды. Например, «Ростов». Они всегда стараются играть вместе на любой позиции, компактно.
– И всё-таки это больше потеря концентрации или отсутствие физических сил, или что-то другое. Как ты это для себя объясняешь?
– Да, где-то не хватает концентрации. Где-то мы недорабатываем. Возможно, нам нужно больше прикладывать усилий, работать, общаться между собой, всегда действовать сообща на поле.
– В матче с «Ахматом» Скопинцев сделал рабону, а Личка сказал, что такое можно показывать только туристам на Красной площади. Это урок для тебя? Сам никогда не будешь так делать?
– Честно, я не слышал и не видел ту пресс-конференцию. Возможно, это были слова, персонально адресованные ему. Возможно, учитывая события того матча, был момент для рабоны. В любом случае тут всё зависит как от событий, которые происходят в матче, так и от самого игрока. От его уверенности и настроя на выполнение элемента.
– Лунёв пихает игрокам защиты? Он может на кого-то накричать во время или после игры?
– Андрей – хороший вратарь. Он очень спокойный. Да, он нам подсказывает на поле, общается с нами, даже немного руководит, но он никогда не нервничает. А ещё он играет обеими ногами. В общем, очень важный игрок для нас.
– Шунин был более эмоциональным?
– Да. Шуня тоже очень классный вратарь. Возможно, у него были немного другие характеристики, но он нас тоже мотивировал. Он провёл много лет в клубе, большой игрок для команды.
– Бытует мнение, что одной из причин нестабильной игры, в том числе в обороне, могут являться частые перелёты ключевых игроков команды, обусловленные матчами сборных. Например, Фабиан постоянно вызывается в сборную, ты, Луис, Хорхе. Расскажи про трансатлантические перелёты. Как они на тебя влияют?
– Действительно, это хорошие футболисты и мои товарищи по команде, которые всегда в строю и рвутся вперёд. Это игроки высокого класса и качества. Поэтому они вызываются в свои национальные сборные. Мне кажется, для команды тоже важно, чтобы игроки выступали в сборной. Ранее в сборную также вызывались Фернандес, Лаксальт. Все они ключевые игроки для команды.
– Ну а как вы переносите эти огромные расстояния? Как ты себя чувствуешь после этих непростых перелётов?
– Конечно, это очень тяжело. Чаще всего у тебя уходит весь день на дорогу – какое-то время ты проводишь в небе, какое-то – в ожидании самолёта. Зачастую не бывает времени на отдых, восстановление. Ты возвращаешься и сразу нужно играть. А ещё смена часового пояса. У нас разница в 6-7 часов со многими странами Латинской Америки. Это очень непросто. Футболисты очень устают после таких перелетов.
– Когда ощущения бывают хуже: после перелёта в Латинскую Америку или после возвращения?
– Когда ты возвращаешься на родину, вне зависимости от долгого перелёта, ты прилетаешь домой, встречаешься с родными, которых не видел очень давно. Это всегда очень приятно.
– Какая была самая долгая поездка у тебя?
– Если говорить о моём футбольном опыте, то, понятное дело, из России в Уругвай не самое близкое расстояние. Но самая долгая поездка была из Уругвая в Японию, когда мы играли против их сборной. Я точно не назову, сколько времени ушло, но как минимум полтора дня. Сначала мы долетели до Мадрида и там ждали очень долго в зале ожидания. Затем полетели напрямую в Японию. Там поменяли самолёт из одного города в другой, названия городов сейчас не вспомню. Очень долгое путешествие получилось.
– Матч против «Спартака» в Кубке, который состоялся в октябре, можно назвать одним из неудачных для тебя этом сезоне?
– Я помню этот матч, довольно странный и, если можно так сказать, постоянно меняющийся, с большим количеством событий. Мы открыли счёт и до последнего вели, но проиграли на последних минутах. Такие матчи нужно просто забыть.
– После игры тебя как-то постарались поддержать партнёры по команде? Что сказал Личка?
– Ничего такого. Мы поговорили, обсудили ошибки, в особенности пенальти, из-за которого я чувствовал себя не очень хорошо. Но это футбол. Такие моменты помогают тебе набираться опыта.
– Как ты вообще справляешься с давлением после неудачных матчей? Анализируешь или стараешься сразу забыть?
– Если мы проигрываем и играем не так хорошо, как могли, в моменте не многое запоминается, потому что чувствуешь себя чуть подавленным, взволнованным. А так я пересматриваю матчи, анализирую, после того как отойду немного. На следующий день могу.
– Если в прошлом сезоне ты чаще всего появлялся в центре защиты, то сейчас ты перемещаешься то на левый фланг, то на правый. Это вариативность тебе как-то мешает? На какой позиции тебе всё-таки удобнее играть?
– Всю свою карьеру я играл в центре, никогда не был латералем. Но Марцел поставил меня на позицию латераля. Теперь я могу играть и справа, и слева. Мне нравится эта вариативность. Готов помогать команде и играть там, где необходимо.
– Не могу не вспомнить концовку прошлого сезона, когда команда остановилась в шаге от чемпионства. Что ты чувствовал в тот момент?
– Мы были очень близки. В концовке чемпионата мы прошли большое количество матчей, побеждая. Мы приблизились к «Зениту» и «Краснодару». Всё должно было решиться в финальном матче, но добиться нужного результата мы не смогли. Естественно, ни о каком удовлетворении после матча не могло идти и речи. Но это футбол. Впереди длинный сезон, есть шанс взять реванш. Мы можем стать чемпионами.
– Сейчас отставание от лидера в восемь очков. Это отставание не проблема?
– Конечно, мы сейчас довольно далеки от лидера. Хотя, честно сказать, я не особо слежу за таблицей. Знаю, что мы от года к году становимся лучше. Будем делать всё возможное, чтобы поднять клуб как можно выше.
– Состав команды позволяет «Динамо» бороться за чемпионство?
– Мне кажется, да. У нас хорошая команда, качественные футболисты с большим опытом за плечами. Я считаю, что нашего состава достаточно, чтобы бороться за чемпионство и за самые высокие места. Не только в РПЛ, но и в Кубке.
– Ты играешь в одной команде с Константином Тюкавиным. Это самый сильный из всех нападающих, с кем ты играл за одну команду? На какое место поставил бы его?
– Тюкавин – очень интересный футболист с большим набором качеств. У него очень классный пас, очень сильный. Он молод, но уже играет большую роль в нашей команде. В конечном итоге он будет выступать в Европе, в одной из ведущих лиг.
– Почему Тюкавин в этом сезоне забивает меньше, чем в прошлом? Он получает мало мячей, мало бьёт по воротам или хуже реализует моменты?
– Не знаю всех нюансов его статистики. Даже сейчас, много или мало, но он забивает. Возможно, где-то влияет нехватка концентрации в решающих моментах. Возможно, где-то мы плохо справляемся с последним пасом. Но ещё впереди много матчей. Уверен, он сможет улучшить свою статистику.
– Личка очень много критикует игроков «Динамо» на пресс-конференциях. Вы обращаете на это внимание?
– Лично я не знаю, что говорит Марцел на пресс-конференциях. Как минимум, я не очень понимаю русский язык (смеётся). Даже не знаю, отзывается ли он плохо или хорошо об игроках.
– А каким образом вы разбираете ошибки или как он высказывает недовольство чем-то? Это происходит коллективно или он предпочитает персонально проводить беседы с каждым?
– Какие-то обсуждения обычно происходят в групповом формате, когда мы все вместе. После тренировок он тоже персонально с кем-то общается. Но после матчей, понятное дело, мы вместе общаемся в раздевалке, он даёт свои комментарии.
– Он вообще кричит на игроков?
– Не так часто, но иногда бывает, конечно. Преимущественно когда он зол или что-то не получается, тогда он бывает сердитым. Но это нормально. Потому что любой футболист и тренер хочет, чтобы всё и всегда получалось.
– А когда он в последний раз был сердитым, может быть, ругался на кого?
– Не припомню.
– Не так давно Личка сказал, что сейчас «Локомотив», «Краснодар» и «Зенит» сильнее «Динамо». Ты согласен с этим мнением?
– Это очень сильные команды, хорошо подготовленные. Не могу сказать, лучше ли они остальных команд или хуже. На сегодняшний день многие команды очень похожи. Все команды имеют свои сильные стороны и точно хотят претендовать на лидирующие позиции.
– «Краснодар» набрал сумасшедший ход. Против кого было сложнее играть – против «Краснодара» или «Зенита» в этом сезоне?
– В настоящий момент «Краснодар» – лучшая команда чемпионата. По тому, как они играют, по результату – они не просто так находятся на первой строчке. С кем было тяжелее? Наверное, с «Краснодаром». Играть на выезде непросто, но они победили.
– Кордоба – один из лидеров РПЛ. Он тащит прямо сейчас «Краснодар» и выступает далеко не на последних ролях в национальной команде. Можно ли его прямо сейчас назвать лучшим латиноамериканцем в РПЛ?
– Пожалуй, для меня Кордоба лучший футболист лиги прямо сейчас. Очень мощный нападающий, невероятно быстрый. Его трудно сдерживать. Он забивает много голов, причём важных голов. Но что ещё важнее, он всегда играет на команду. По крайней мере из того, что я видел по телевизору, он постоянно активно перемещается по полю.
– Насколько я помню, весной тебя впервые вызвали в основную сборную. На сегодняшний день ты уже успел съездить на Копу и завоевать бронзовые медали. Мечта детства сбылась?
– Это правда, мечта сбылась. Будучи маленьким мальчиком, я мечтал выступать за основную сборную, защищать цвета своей страны. Это невероятный опыт и самые теплые ощущения.
– Как ты узнал о вызове в основную сборную, что почувствовал?
– Я когда узнал, первым же делом написал своей семье, людям, которые поддерживали меня на протяжении всего этого пути. Я был очень счастлив этому обстоятельству.
– В «Динамо» с тобой выступает соотечественник Лаксальт. Бывает, что вы обсуждаете дела национальной команды? Перед первой поездкой в сборную он давал тебе какие-то напутствия, делился опытом?
– Мы с Диего постоянно говорим о футболе, целыми днями. Он всегда мне предсказывает, как улучшить какие-то моменты, двигает меня вперёд. У него огромный опыт. Он выступал на чемпионате мира как раз в России. Я ему очень благодарен.
– Он скучает по сборной?
– Да, конечно, он скучает по сборной. Он все ещё хотел бы выступать за сборную Уругвая. Он ещё мог бы вызываться, но пока приглашений не получал.
– Если бы не постоянные травмы, он бы мог сейчас выступать за сборную?
– Действительно, в последние годы травмы случались у него, это тоже могло влиять. Если бы не они, он бы до сих пор мог выступать за сборную.
– На Копе вы пересеклись с нашим старым-добрым знакомым Варелой. Он не интересовался у тебя относительно дел «Динамо»?
– Да, мы немного говорили об этом. Он рассказывал о времени, проведённом здесь, о жизни в Москве.
– Какие воспоминания у него остались о России?
– Из того, что он мне рассказывал, всё было хорошо. Он говорил, что немного времени провёл здесь, но при этом имел игровую практику. По его словам, он покинул клуб, сохранив хорошие впечатлениями о нём.
– Сейчас сборную возглавляет Марсело Бьелса, ярчайшая личность. Каково это работать с ним? Что удивило больше всего в его работе?
– Это очень сильный тренер, с большим послужным списком. Он очень много общается с игроками, помогает всячески, большая работа проводится на тренировках, чтобы переносить всё лучшее на поле, самим становиться лучшей версией себя.
– Помимо тренерского мастерства он отличается ещё неординарными поступками. Шпионаж за соперниками, странное поведение после поражений. За ним даже закрепилась кличка El Loco (сумасшедший – с исп.). Были ли какие-то нетипичные действия с его стороны на Копе?
– Из нетипичного? Даже не знаю. Он очень погружен в рабочий процесс, старается сделать так, чтобы от матча к матчу команда становилась лучше. Из того, что я видел со стороны ничего необычного не происходило.
– Вот как раз со стороны возникает ощущение, что он безумный фанатик своей работы.
– Да, это так и есть. Как раз его называют El Loco по этой причине. Он обожает то, чем занимается, и старается всегда выполнять свою работу лучше, лучше и лучше. А ещё он очень умный.
– Есть ли что-то общее у тренеров Марсело и Марцела, кроме созвучности имён?
– Наверное то, как они проживают матчи, как они заряжают игроков, в их стремлении к победам.
– На Копе сборная Уругвая продемонстрировала очень качественную игру и была близка к победе. Поражение от Колумбии команда восприняла очень болезненно?
– Это был очень непростой матч для нас. Мы подошли к этой игре, выиграв все предыдущие матчи. Это был полуфинал. Результат был, конечно, болезненным. Мы заслуживали большего. В матче против Колумбии мы выглядели очень хорошо, но в итоге проиграли. Желание оказаться в финале было колоссальным и мы были очень близки к этому.
– Матч против Колумбии многим запомнился дракой с болельщиками. Как ты считаешь, в противостоянии Нуньеса и Роши из ЦСКА кто бы оказался сильнее?
– Конкретно на твой вопрос мне тяжело ответить. Однако драка в матче против Колумбии была очень серьёзной и, даже можно сказать, агрессивной. Наши игроки хотели защитить своих родных, которые в тот момент оказались на трибуне. Никто из игроков не хотел демонстрировать какое-то насилие, драться с болельщиками. Хорошо, что всё закончилось без серьёзных последствий.
– Какую роль в результатах команды на Копе сыграло возвращение Суареса в сборную?
– Сказать, что он сыграл большую роль – не сказать ничего. Всем понятно, какой огромный опыт за плечами у Суареса, он выступал в великих клубах. Он очень много разговаривал с игроками, с каждым по отдельности. Подбадривал, настраивал. Все прислушивались к его словам, советам.
– Вы уже с ним пересекались в «Насьонале». Это самый крутой игрок, с которым тебе когда-либо приходилось играть в одной команде?
– У меня была возможность сыграть с ним в «Насьонале». Он великий футболист и замечательный человек. В какой бы команде он ни играл, всегда оставляет след в ней. Находиться с ним в одной команде – большая удача. Да, несомненно, это лучший футболист, с которым я когда-либо пересекался в одной команде.
– Не так давно в ЦСКА перешёл 34-летний Пьянич. Может быть, стоит позвать Суареса в «Динамо»? Он бы освоился в команде, как ты считаешь?
– Ну только если пофантазировать на этот счёт. Непонятно, было бы у него желание играть здесь. Всё же зависит от игрока. Но было бы здорово его однажды увидеть в «Динамо».
– У нынешней сборной Уругвая большой потенциал. Как далеко может зайти эта команда на предстоящем ЧМ?
– Сборная Уругвая сильная, с хорошим подбором футболистов. На чемпионате мира команда может далеко пройти, даже стать чемпионом – потенциал большой. Но проблема в том, что чемпионат мира невероятно сложный турнир. Каждая сборная подходит к турниру, максимально подготовившись и с сумасшедшим настроем.
– Сборная России играет только товарищеские матчи. Европейские команды не особо соглашаются играть, а сборная Парагвая прилетала в Москву. Скажи, ты бы хотел, чтобы состоялся матч сборных Уругвая и России?
– Да, было бы здорово провести подобный матч. Я бы хотел сыграть против сборной России.
– Было бы лучше сыграть в Москве, Монтевидео, съездить в гости друг к другу или провести игру на нейтральной территории?
– Я бы не придавал этому большое значение. Разные страны, лиги, поля. Самое важное это играть в футбол. А где – не так важно.
– Из российских игроков команды кто-то может говорить на испанском? Кто знает испанский лучше всех? Есть кто-то кто смешно на нём говорит?
– Конечно, есть игроки, которые стараются говорить по-испански. Например, Тюкавин. Он часто старается шутить по-испански. Язык он знает не очень хорошо, но это нормально. Они не очень хорошо знают испанский, мы – русский.
– В Уругвае есть культура мате. Кто пьёт этот напиток в сборной? Угощал ли тебя Суарес?
– Ну, в сборной Уругвая практически все игроки пьют мате. Это, как ты отметила, традиция в нашей стране. Больше, чем просто напиток. В «Динамо» же чаще всего пьют мате Чавес, Бальбуэна, Фернандес. Насколько я знаю, никто из россиян не пробовал мате.