Даниил Фомин — о сборной, Шварце, Краснодаре и любимом номере
За неполных три месяца в московском «Динамо» Даниил Фомин отдал столько же голевых передач, сколько за год в «Уфе» и за два — в «Нижнем Новгороде». А в конце октября 23-летний хавбек забил своей первый мяч за бело-голубых — с паса давнего знакомого Николая Комличенко.
Даниил родился в Тихорецке (150 километров к северо-востоку от Краснодара), в детстве ненадолго съездил в «Спартак», а потом присоединился к академии «быков», где прославился не только талантливой игрой в центре поля, но и тем, что превзошел Сергея Галицкого в шахматной партии.
Фомин не пробился в основу «Краснодара» и после аренды в «Нижнем Новгороде» подписал контракт с «Уфой». В команде Вадима Евсеева Даниил стартовал так мощно, что уже через три месяца попал в сборную России.
— В ноябре вас в четвертый раз вызвали в сборную России. Освоились в команде Черчесова?
— Говорить, что прямо освоился, наверное, еще рано. Скорее — пока привыкаю. К требованиям тренера, к новому коллективу, к атмосфере в команде. Хочется и дальше приезжать в сборную. И играть за нее. А для этого — качественно выступать за «Динамо»: выделяться, проявлять себя на тренировках и в клубе, и в национальной команде. В общем, работать и ждать своего шанса.
— Что в октябре вызвало более сильные эмоции: первый гол за «Динамо» или дебют за сборную в матче Лиги Наций с Турцией?
— Оба события вызвали приятные эмоции. Дебют за сборную — мечта, к которой я шел с детства. Сборная — это что-то особенное. Но гол в ворота «Сочи» тоже очень важен — не только для меня, но и для команды, потому что он помог нам победить. Хороший месяц получился.
— В чем вы прибавили за год работы с Вадимом Евсеевым?
— Вадим Валентинович доверял мне, я регулярно выходил на поле и старался оправдать доверие хорошей игрой, так что прибавил во всех компонентах: набрался уверенности, окреп физически. Рад, что мне довелось поработать с ним.
— В начале прошлого сезона вы забили за «Уфу» победный гол «Зениту». Знали, что на матче присутствует Станислав Черчесов?
— Честно говоря, уже не помню, знал ли про его приезд... Главное, что тогда все сложилось удачно, и вскоре меня впервые вызвали в сборную. Но нет смысла часто вспоминать прошлый сезон — сейчас я в «Динамо» и полностью сконцентрирован на новом этапе своей карьеры.
— Для вашей позиции очень важно игровое мышление, видение поля. На него как-то повлияла регулярная игра в шахматы в академии «Краснодара»?
— Думаю, шахматы развивают игровое мышление. Даже сэр Алекс Фергюсон говорил, что шахматы полезны для игроков, и хотел ввести их в академии «Манчестер Юнайтед». Но мне эта игра сама по себе нравится, так что я совмещаю приятное с полезным.
— В академии «Краснодара» вас одно время ставили в защиту. Как себя ощущали в непривычной роли?
— Старался и на этой позиции приносить пользу. В защиту меня переводили и в академии, и в молодежной сборной. Для меня главное — играть, а в каком качестве я принесу больше пользы команде — решать тренеру.
— В «Краснодаре» вы почти полгода пропустили из-за сложной травмы голеностопа. Как пережили тот период в юном возрасте?
— Психологически было тяжело. Ребята тренируются, играют, а ты только восстанавливаешься. Хочется как можно скорее вернуться, но спешка в восстановлении может только навредить. Хорошо, что в итоге я все преодолел, вернулся и то повреждение меня уже не беспокоит.
— Когда начали играть под номером 74?
— Как только началась моя профессиональная карьера в «Краснодаре». Потом выступал под ним и в «Нижнем Новгороде», и в «Уфе», и сейчас в «Динамо». Мне нравится этот номер, он для меня особенный: это год рождения моих родителей.
— Родившийся с вами в один день (2 марта 1997-го. — Прим. ред.) левый латераль «Динамо» Дмитрий Скопинцев полюбил футбол благодаря Евро-2004. Как было у вас?
— Мой отец был футболистом и брал меня не только на игры, но и на тренировки. Так что я даже и не представлял для себя другого пути — пошел по стопам отца.
— В детстве вы ненадолго приезжали в школу «Спартака». Кто-то из ваших тогдашних партнеров поднялся на высокий уровень?
— Со мной тогда были Георгий Мелкадзе, играющий сейчас за «Ахмат», и Артем Сокол, который теперь в тульском «Арсенале», — мы с ним до сих пор поддерживаем хорошие отношения.
— Паузу, связанную с коронавирусом, вы провели в родном Тихорецке. Чем там занимались?
— Провел это время дома, вместе с семьей. Давно уже не было такой возможности. Конечно, без футбола пришлось тяжело, но я постарался извлечь пользу из той ситуации, много общался с родителями и бабушками.
Заодно поддерживал форму — у нас были командные тренировки по зуму. Плюс к этому — работал дополнительно. Еще со времен «Краснодара» я в каждом отпуске занимаюсь с тренером по легкой атлетике, потому что сам знаю свои минусы и стараюсь над ними работать.
— В «Нижнем Новгороде» и «Уфе» вы были главным пенальтистом. Как так получилось?
— Я и в «Краснодаре», бывало, исполнял пенальти, но на постоянной основе начал это делать в «Нижнем». Помню, мы играли во Владивостоке, соперников наказали одиннадцатиметровым, а к мячу никто не подходит. Ну я и вызвался. Подошел, ударил, забил. Опытные ребята сказали: «Давай-ка и дальше бей».
— «Динамо» в сентябре заявило еще одного Даниила Фомина — тоже центрального полузащитника, но на пять лет моложе вас. Уже подружились?
— Я знаю, конечно, что заявлен мой полный тезка, но он выступает за молодежную команду, поэтому мы пока не виделись. Все впереди — еще познакомимся.
— Что знали о новом тренере «Динамо» Сандро Шварце до его приезда в Москву?
— Когда объявили о его назначении, клуб выложил на сайте подробное досье, которое я сразу с большим интересом прочел. Сейчас знакомимся в более тесном формате — в тренировочном процессе. С ним интересно, мне все нравится. Кое-какие мои функции на поле он поменял, но более детально говорить об этом не хотел бы. Это наша внутренняя кухня.
— Что произошло с «Динамо» в еврокубковом матче с тбилисским «Локомотивом»?
— Если честно, не знаю. В Тбилиси мы, безусловно, хотели победить. Настраивались на это, но… После поражения с большим трудом приходили в себя. Сейчас пытаемся исправиться: стремимся показывать хорошую игру и добиваться результата. От себя могу пообещать всем нашим болельщикам, что буду выкладываться на поле по максимуму в каждой игре. Надеюсь, у нас все будет хорошо.