Одна жизнь – одна команда!

Особая каста

Довольно часто в наших материалах со сборов мы ограничиваемся типичной фразой: «Голкиперы работали с тренером по работе с вратарями, отрабатывая…». Но что скрывается за этими словами? Как именно строится подготовка стражей ворот на сборах? Попробуем немного разобраться.

- Быть вратарём действительно призвание. С голкипера начинается любая команда - улыбается тренер по работе с вратарями Евгений Анатольевич Плотников. Под его руководством в Турции работает четыре голкипера: Антон Шунин, Игорь Лещук, Иван Зириков и Егор Седов. И именно он в «Динамо» отвечает за подготовку вратарей главной команды.

- Самая забавная история о том, как начать играть в воротах, наверное, у меня, - смеясь рассказывает Иван, который в детстве всей семьёй ходил на Западную трибуну старого «Динамо» болеть за бело-голубых. – Я тогда ещё в команде МИФИ занимался, играл на позиции крайнего защитника. Мы поехали на турнир в Волгоград, где в одной игре я три раза подряд неправильно вбросил мяч из аута… Тренер здорово психанул из-за этого, заменил и сказал: «Вон перчатки лежат, бери и бей мячом об стенку. Со следующей игры ты - вратарь! Тем более с твоим ростом!». Так я стал играть в воротах.
Вообще тренеры по работе с вратарями появились в нашем футболе ещё в 90-е. По крайней мере у самого Евгения Анатольевича в его бытность игроком такие специалисты были.

- В ЦСКА со мной работал Виктор Чанов. В «Динамо», когда вернулся из Испании, - Николай Гонтарь. Интересно, что в Испании-то как раз тренера по работе с вратарями у меня и не было. Раз в неделю нас собирал Мистер (главный тренер), брал двух молодых полевых, и мы час работали индивидуально. То есть он там что-то придумывал, и молодые нам били по воротам. Всё остальное время мы тренировались так же, как и остальная команда – бегали полевые кругами, бегали и вратари с ними. Поэтому, когда в «Динамо» попал к Николаю Павловичу (Гонтарю) это был словно бальзам на душу. И о Чанове, и о Гонтаре у меня самые тёплые воспоминания о совместной работе - действительно высококлассные специалисты, которые знают вратарское ремесло, что называется, «от» и «до». С Гонтарём по-прежнему очень тесно общаемся, в любой момент он готов мне что-то подсказать, проконсультировать, помочь. Можно сказать, что он мой наставник.
Однако нынешние динамовские вратари ещё застали времена, когда специализированных тренеров по работе с голкиперами в Академии не было.

- У меня была именно такая ситуация, - вспоминает Антон Шунин. – Поэтому мои родители вынуждены были самостоятельно искать специалистов, которые могли бы со мной поработать и помочь мне развиваться как вратарю. Доходило до того, что я приходил на тренировки в ЦСКА и «Локомотив», где такие тренеры были. А одно время даже в Люберцы мотался – только, чтобы со мной позанимались конкретно по программе, предназначенной для вратарей.
- Я тоже первое время работал без тренера вратарей, - говорит Игорь Лещук, который моложе Шунина на девять лет. – Продолжалось это года два, потом в Академии появился один парень, который вроде как работал с нами, но он скоро ушёл. Настоящая работа с голкиперами началась, когда пришли Сергей Бабурин и Владимир Пчельников – вот тогда да, появилась методика, рассчитанная конкретно под младшие и старшие возрасты голкиперов динамовской школы.

«Ну что, ребята, начинаем с разминки!» - командует Евгений Плотников, и четвёрка динамовских голкиперов принимается энергично махать руками и ногами, разогревая мышцы. Голкиперы практически всегда работают отдельно от остальной команды, если только их не включают в общую разминку Патрика Лэзэреску. Но на втором сборе такого уже нет – основная «физика» заложена ещё на первом сборе, и теперь задача вратарей состоит в совершенствовании своих навыков.
- Первый сбор – это фундамент, - объясняет Евгений Плотников. - По большому счёту подготовка к основной работе, которая даётся на втором и третьем сборах, поэтому активно вспоминаем навыки – силовые упражнения, ловля мяча, правильное отталкивание, падение. Второй сбор уже более акцентированный – сила прыжка, толчок, резкость, реакция, возрастает интенсивность отработки элементов. Ну, а на третьем упражнения уже подстраиваются под конкретные игровые ситуации – здесь и управление обороной, игра на выходах, стандартные положения, точный ввод мяча партнёрам как рукой, так и ногой.  

Практически сразу Евгений Анатольевич подключает к разминке мячи. И вот уже четвёрка динамовских вратарей ловко жонглирует футбольными снрядами, успевая при этом ещё и перепасовывать их друг другу. Тут же следом ребята в тигриных прыжках ловят подбрасываемые им партнёрами мячи. Всё это тоже элементы своеобразного аперитива перед основным блюдом. И даже когда один из вратарей встаёт на защиту трёх конусов, а его коллеги по цеху, стоящие вокруг, азартно перепасовываются, выискивая возможность пробить точно в конусы – это тоже ещё разминка.
- Если сравнивать даже прошлогодние сборы с нынешними, то отличия в методике и упражнениях очень серьёзные, - размышляет Иван Зириков. – Знаю, что Евгений Анатольевич выписывает специальную литературу, в том числе из-за рубежа, смотрит ролики на YouTube с упражнениями вратарей, всё время старается почерпнуть что-то новое. В общем, смотрит в завтрашний день. Поэтому, наверное, у нас довольно разнообразные тренировки.

И это действительно так. Количество инвентаря, используемого вратарской бригадой во время тренировок, поистине огромно. Тут и надувные манекены, и степы, и набитые мячи разных форм и диаметров, и отражатели, и натягиваемые между кольями ленты, и обручи, попав в которые мяч принимает непредсказуемую траекторию, и многочисленные разноцветные палки, которыми обычно укладывается пол штрафной. Одним словом, тренировки вратарей порой напоминают подготовку спецназа. Впрочем, можно сказать, что голкиперы и есть футбольный спецназ – особая каста…
- Если проанализировать откуда забиваются голы в современном футболе, то выяснится, что 80% мячей, если не больше, попадают в ворота из штрафной, - анализирует Антон Шунин. – Соответственно направленность тренировок у вратарей должна моделировать те моменты, которые бывают в игре. Поэтому у нас много упражнений на серию ударов – один, тут же второй, третий. Как в матче, когда после отражённого удара тебе пытаются добить. Соответственно, в тренировочном процессе много ударов с близкого расстояния, метров с пяти-шести, что позволяет хорошо развивать резкость и реакцию. Конечно, у нас много и таких элементов, как пас с выходом на ворота, удары с помехами, игра на выходах с противодействием – то есть таких, с которыми мы сталкиваемся в официальной встрече.

- Вообще, в молодые годы особо не вдумываешься в то, какие упражнения и зачем тебе даёт тренер, - развивает тему Евгений Плотников. - Уверен, те же Ваня (Зириков) с Егором (Седовым) не задумаются о том, для чего я даю то или иное упражнение. Они выполняют то, что я им говорю. Антон (Шунин) – другое дело. Он постоянно анализирует нашу работу, не боится спрашивать как, что и зачем. Игорь (Лещук) тоже у нас не по возрасту матёрый, прошёл многих тренеров, готов конкурировать с Антоном и ему тоже более-менее всё понятно в методике.  
- Вообще у меня была мысль начать записывать некоторые упражнения, более того, мне интересно по какому принципу строятся тренировки, как всё это ведётся и рассчитывается, - развивает тему сам Игорь Лещук. – Не могу сказать, что планирую в будущем работать с вратарями, но кто знает, как сложится жизнь, вдруг без футбола будет скучно. Поэтому определённые мысли о том, чтобы законспектировать ряд упражнений или собрать нарезку видео наших тренировок, которые снимает Виктор Олегович (Ярёменко – видеооператор «Динамо», прим.авт) есть.

Работа во вратарском секторе тем временем набирает обороты. Быстрый переступ через барьеры, прыжок на степ, назад на землю, вновь переступ и нырок в угол за мячом над лентой, что натянута сантиметрах в 20 над землёй. «Резче! Быстрее! Руку, руку выбрасывай! Толкайся же!» - Евгений Анатольевич во время упражнений не молчит. Легко может и остановить отработку, чтобы разъяснить ошибку. Чаще всего, конечно, достаётся молодым – Ивану Зирикову и Егору Седову.
- Да уж, столько, сколько Евгений Анатольевич меня ещё ни один тренер не критиковал, - улыбается Иван.

Мяч взмывает в турецкое небо от лицевой, и задача вратаря смахнуть его рукой за перекладину. Но это только начало упражнения. При приземлении надо резко развернуться и быть готовым к приёму руками на земле несильного низового удара партнёра. Затем резко вскочить и занять место между двумя надувными манекенами, чтобы быть готовым отразить хлёсткий удар с лёта Евгения Плотникова. Та самая серия из трёх, о которой говорил выше Антон Шунин.
- Футбол на месте не стоит, и тренировочный процесс у нас тоже, - делится Евгений Анатольевич. – Например, если взять мои тренировки в «Кубани» в 2015-м году и нынешние, то отличия колоссальные. Стараюсь смотреть вратарский тренировочный процесс в европейских клубах, много общаюсь с Виталием Витальевичем Кафановым (тренер вратарей в штабе Курбана Бердыева – прим.авт), мы с ним на дружеской ноге, а также с Николаем Павловичем Гонтарём – с ним у нас идёт постоянный обмен мнениями. Стараюсь читать специальную литературу, в первую очередь иностранную. Понятно, что традиции советской и российской вратарской школы есть, но, повторюсь, футбол постоянно в развитии – становится более быстрым и атлетичным. Тренировочный процесс вратарей должен быть построен таким образом, чтобы отвечать этим требованиям.

Обычно все упражнения динамовская четвёрка выполняет в такой очерёдности: Антон Шунин, Игорь Лещук, Иван Зириков, Егор Седов. Когда требуется разбиться на пары для отработки того или иного элемента здесь тоже всё логично – Шунин-Лещук и Зириков-Седов. Вот, например, Антон и Игорь встают в шахматном порядке у ленты, натянутой между двумя кольями от угла вратарской до лицевой. Задача – поймать в руки мяч от одного из вратарей другой пары, который он посылает ударом ноги с рук, затем переместиться назад, в сторону под лентой и быть готовым к аналогичному приёму мяча от другого. Потом движение обратное – вперёд, в сторону под лентой и снова мяч в руки. Когда это делают одновременно два вратаря, выглядит впечатляюще.
- На мой взгляд, вратари не обязательно должны быть друзьями, - поясняет Игорь Лещук. – Нормальное общение – да, нужно. Чтобы и пошутить можно было без обиды, поговорить, что-то обсудить. К сожалению, у меня был один коллега по вратарской бригаде, с которым мне было о-очень тяжело. С одной стороны, вроде, мы и посмеяться могли, а с другой этот человек мог взять и просто «забить» на все человеческие отношения и делать так, как он хочет или сказать, что он хочет. И ему было всё равно на меня. А я совсем молодой был и, по сути, даже ответить ему не мог… Радует, что сейчас в «Динамо» у нас очень хороший коллектив. Нет, нас нельзя назвать друзьями, но мы точно единомышленники. Даже с Евгением Анатольевичем можем о чём-то пошутить, и он нормально это воспринимает, так как видит, что мы относимся к нему с огромным уважением. Это здорово облегчает работу на тренировках.

- Отношения между вратарями должны быть нормальными, - считает динамовский капитан. – Пускай они не будут дружескими, но это должны быть уважительные отношения. У меня были разные ситуации в карьере, остаюсь при мнении, что причины в любом случае надо искать в себе, а не на стороне или в своих одноклубниках. Бывают разные ситуации – ты играешь, ты не играешь, но это решение тренера. Тренируйся, работай и тогда всё будет нормально.
«Ну что, плюшевые футболисты, готовы?» - мотивирует полевых, только что отбегавших энергозатратное сорокаминутное упражнение на контроль мяча, и теперь выстроившихся по радиусу и линии штрафной для ударов по статичному мячу Евгений Плотников. «Сколько забьёте моим орлам?» - вновь раззадоривает он полевых, которые хищно переминаются с ноги на ногу в нетерпеливом ожидании удара. «Пять точно!» - звучит из толпы. «Ну, давайте, проигравший кувыркается!».

- Я пропущенные мячи всегда анализирую, - делится Антон Шунин. - Думаю о том, что мог бы я здесь сыграть по-другому, правильно ли я действовал в этом эпизоде или нет. 
- У меня бывают голы, которые я сразу «отпускаю», а бывает наоборот – голы, за которые тебе безумно обидно, даже пусть это будет и не вратарский гол, - говорит Игорь Лещук. – И в голове сидит это вот понимание, как можно было сыграть лучше, чтобы этого гола не было. Может так быть, что пару дней тебя это терзает, выходишь на тренировку потом, у тебя происходит похожий момент, ты мяч отбиваешь и, вставая, думаешь: «Ну, почему не в игре? Почему не в игре?».

Бросок – и мяч вытаскивается из «девятки». Ещё бросок – новый «сейв». А теперь полёт бесполезен – слишком уж здорово «подкручен» мяч. Но выдохнуть некогда – полевые бьют один за одним, давая вратарю лишь время на то, чтобы встать и занять место в воротах. Удар – и сетка вновь трепыхается. Новый выстрел – мяч гулко стукается о металлический забор позади ворот. «Одна рука шлагбаум, вторая на линии» - комментирует очередной бросок в угол своего подопечного Евгений Плотников. «Егор, ближний! Ваня, «отвяжись» от линии!» - динамовский тренер по работе с вратарями буквально проживает сам каждый удар по воротам, каждое удачное или неудачное действие.
- Иногда выносить определённую ошибку вратаря на весь коллектив я считаю неправильным, - объясняет Евгений Плотников. – Можно вскользь сказать, что, да, дорогой друг, в этом моменте ты ошибся. Сказать так, чтобы слышали ребята. Но детально разобрать её можно и индивидуально. Тогда я практикую личную беседу с этим вратарём, где мы спокойно, с глазу на глаз всё обсудим.

- Конечно, бывает, что я с Евгением Анатольевичем не согласен в оценке эпизода, - Антон Шунин серьёзен. – Тогда мы спорим, ведь каждый из нас человек, каждый имеет своё собственное мнение. Но я никогда не буду упираться до последнего. Евгений Анатольевич – мой тренер, он вратарь с огромным опытом, для которого нет тайн во вратарском ремесле. Да, я могу быть не согласен, но он всегда найдёт нужные доводы, нужные слова, чтобы пояснить свою позицию и донести её до меня.  
- Со своей стороны считаю, что это нормально, если наши позиции с тренером по какому-то эпизоду не совпадут, - добавляет Игорь Лещук. – Мне кажется, даже если вратарь сделает не так, как его учат, но отобьёт все удары и сыграет на «ноль», то тренеру будет по большому счёту без разницы насколько методически правильно ты действовал. А ошибки всегда можно разобрать потом. Мнения могут расходиться, но это твой наставник, он в приоритете – ты слушаешь его.

Ударная сессия завершена. Покувыркаться приходится обеим сторонам – и бьющей, и отбивающей. Короткий брейк на водопой и вот уже полевые делятся на три команды, которым предстоит мини-турнир на две штрафные. Шунин и Лещук занимают места в воротах первой пары команд, Зириков и Седов на время игры отрабатывают длинные передачи. Их очередь придёт на вторую игру. Завершающий же матч вновь пройдёт при участии Игоря и Антона.
- Сколько нужно вратарей для полноценной работы на сборах? – переспрашивает Евгений Анатольевич. – Если помните, в том году была ситуация, что у нас вообще один голкипер остался. Считаю, что оптимальное количество – четыре. Потому что, не дай Бог, повреждение у одного – остаётся три. Вызвали в сборную – ещё меньше. А у Дмитрия Валерьевича (Хохлова) много упражнений, когда эффективнее использовать именно четвёрку вратарей. Это позволяет дозировать их нагрузку, потому что если слишком часто задействовать одного из вратарей в общекомандных упражнениях, то он просто устаёт. И прыжок уже не тот, и реакция. Поэтому четверо – оптимальное количество.

Мини-турнир завершается победой «синих», чьи ворота успели позащищать Зириков и Шунин. При этом оба не смогли оставить свои ворота в неприкосновенности – в воротах Ивана дважды расписался Юсупов, Антону на «флажке» забил Луценко. Учитывая, что утром был ещё тренажёрный зал, где вратари работали наравне с полевыми, усталость у всех огромная. Впереди – ужин и восстановление.
- Считается, что у каждого вратаря есть хобби, которое помогает отвлечься ему от нервного напряжения футбольных матчей, - рассуждает Иван Зириков. – Для меня лично это рыбалка. Не хочу проводить параллели с легендарным Львом Яшиным, но рыбалку я очень люблю. Ловлю на мотыля, ловлю не для души, всегда есть спортивный азарт. Рекорд? Лещ на два килограмма (смеётся).

- Какой-то неопытный лещ тебе попался, - хохочет Игорь Лещук, которого в команде для краткости все зовут просто Лещ. – У меня самого много есть желаний и интересов, в последнее время, например, сильно увлёкся фотографией. В этом направлении хочется дойти до какого-то серьёзного уровня, делать различные интересные съёмки. А ещё недавно смотрел фильм, и там девушка потрясающе красиво играла на пианино. Я прямо зажёгся. Всерьёз подумываю купить себе синтезатор и попробовать научиться играть.  
- А я люблю проводить время с семьёй, если выпадает выходной, - делится Антон Шунин. – Активный такой отдых, выбраться куда-нибудь загород, шашлыки, общение. А могу наоборот – тихий семейный день с ребёнком, где главной активностью будет поход в кино. Впрочем, сын у меня сейчас занимается спортом, ходит на дополнительные занятия, и я с удовольствием просто смотрю за тем, как он тренируется.
Однако на сборах не до хобби. Каждый день – утомительные двухразовые тренировки, после первой из которых успеть бы поспать, а после второй восстановиться. Подготовка к весенней части сезона идёт у «Динамо» полным ходом!

 

30 января 2019 , 08:38

Комментарии:

30 января , 09:21
Ребята молодцы
30 января , 08:54
Хорош перепечатывать с офф.сайда . Нам нужны новости от вас . На офф.сайде я уже давно это прочитал , да и другие прочитали . Ъ