Завершаем представление тренерского штаба Кирилла Новикова интервью с Виталием Гришиным, который в начале 2000-х кометой ворвался на левый фланг бело-голубых, а затем стал одним из самых заметных футболистов в истории пермского «Амкара». И вот Виталий Николаевич вновь в «Динамо» - сперва помогал Новикову в Академии с победоносной командой 1999 года рождения, затем самостоятельно работал с очень крутым 2003-им годом, а осенью разгрузил главного тренера в вопросах дубля. О том, как это было, а также о своих голах, своих клубах и своей музыке – Виталий Николаевич Гришин:
ОТ НАГРУЗОК ГАЗЗАЕВА НЕ МОГ ЗАСНУТЬ
- Виталий Николаевич, напомните, пожалуйста, как Вы попали в своё время в «Динамо»?
- К нам в школу «Трудовые резервы» пришёл тренер из динамовской академии – Борис Александрович Кузнецов. Он очень плотно общался с селекционером бело-голубых, который работал по детско-юношескому футболу. Звали его Андрей Сергеев. Я как раз только пришёл из «Смены», они меня, видимо, заметили, и по этой линии организовали мне переход в «Динамо». Год я провёл в «Динамо-2» у Максименкова, а затем перешёл в молодёжную команду – к Петрушину.
- Впервые с Кириллом Новиковым там познакомились?
- Да, это было в дубле. Я там уже год отыграл, потом его подключили. Между нами как раз разница в возрасте один год. И мы как-то сразу подружились.
- Кирилл Александрович рассказывал, что на сборах его соседом по комнате всегда были Вы…
- Так и есть (улыбается). У «молодёжки» никаких сборов тогда не было, поэтому впервые с ними мы познакомились, когда попали в главную команду. Это случилось при Газзаеве в 2000-м году. И как нас поселили изначально как молодых вместе, так мы и делили номер в дальнейшем.
- Раз уж мы о Валерии Газзаеве – сверх требовательный тренер?
- Для молодого игрока попадание в тренировочный процесс главной команды это довольно значимое событие. А тут – Валерий Газзаев. Который сделал себе имя и как футболист, и как главный тренер. Мы старались как могли, но требования у него ой-ой-ой… При всём при этом он любил работать с молодёжью. Поэтому он с нас и требовал, конечно, но в то же время и доверял.
- Я слышал одну историю, как Валерий Георгиевич, будучи в ЦСКА, намеренно не давал выйти из бассейна одному иностранному футболисту, который жутко боялся воды. В «Динамо» что-то похожее было?
- Хорошо помню эти сборы, когда у нас был бассейн. Кажется, это происходило в Железноводске, но у нас все ребята были подготовленные (улыбается). Да, сидели под водой – там нужно было пробыть определённое время. Чтобы кто-то не выдерживал и пытался выбраться – такого не было. У нас тогда, правда, легионеров из дальнего зарубежья почти не числилось – в основном ребята из бывшего соцлагеря. Все крепкие.
- Именно при Валерии Газзаеве в «Динамо» появился первый специалист по физической подготовке – Леонид Бартеньев. Что у него была за методика?
- Как бывший легкоатлет он давал нам массу упражнений подобной направленности. Например, мы много занимались беговой работой с утяжелениями. А ещё помню у него «коньковые» прыжки в разные стороны, от которых потом очень сильно болели мышцы. Вообще предсезонная подготовка у Валерия Георгиевича это что-то. Нагрузки тяжелейшие. Даже молодой организм переносил их с трудом. Могу сказать, что засыпать было нереально трудно, потому что всё тело «гудело». Отчего лично у меня был даже недосып поначалу. Однако постепенно адаптировались.
- Раз уж зашла речь о легионерах, то каким Вам запомнился Лаки Изибор?
- Очень позитивный и юморной парень. Сейчас уже не вспомню, выучил он русский или нет, но в силу разницы в возрасте между нами, я лично с ним особо не общался. Вообще, в команде его все любили. Он же у нас такой своеобразный первопроходец был – первый иностранец в «Динамо» из дальнего зарубежья.
ПРОТИВ «ДИНАМО» ИГРАЛ С БОЛЬШИМ ВДОХНОВЕНИЕМ
- Мне лично очень памятен Ваш гол «Спартаку» всё в том же 2000-м году, когда мы тогда «вылезли» с 0:2 на 2:2, но в итоге всё же проиграли 2:4. Вас после той игры стали называть восходящей звездой московского «Динамо». Сами чувствовали что-то подобное?
- Нет, ничего такого и в помине. Это вообще был мой первый сезон, я к тому моменту и десяти матчей в основе не отыграл. Гол памятный, конечно, для меня – и по комбинации, да и по красоте исполнения. Остался в памяти. Тем более удалось в дерби отличиться, счёт сравнялся – незабываемые ощущения. А по поводу звезды… Дальнейшая карьера показала, что не так всё просто (улыбается). Хотя я лично ни о чём не жалею.
- Вы могли бы назвать себя жёстким игроком? Паскаль Менди после Вашего подката на тренировке собирался уйти из «Динамо» и покинуть Россию…
- На самом деле в этой истории всё было наоборот. Изначально был его подкат, фирменный такой, двумя ногами вперёд. И это был очень опасный прыжок, который мог меня сломать. Я вспылил, у нас произошла стычка, но в этом нет ничего запредельного – футболисты люди амбициозные, эмоции нормальное дело. На тренировках такое случается сплошь и рядом в любых командах. То, что он потом хотел покинуть «Динамо» и Россию, мне кажется, что это тоже эмоции.
- Почему в итоге были вынуждены покинуть бело-голубых?
- Сменился тренерский штаб. Доверявший мне Виктор Прокопенко ушёл, на его место назначили Ярослава Гжебика, который сделал ставку на других. На мою позицию приобрели Збончака, а мне дали понять, что несмотря на ещё год контракта в моих услугах не нуждаются. Мой трансфер стоил определённых денег, а вот заграницу меня отпускали бесплатно. Так я оказался в полтавской «Ворскле», где отыграл полгода. Оттуда я спокойно перешёл в «Химки».
- С какими чувствами в дальнейшем выходили против «Динамо»?
- Скажу честно – «Динамо» для меня было особенным клубом а плане личных переживаний. Всегда было интересно выходить на поле против команды, которая дала мне путёвку в большой футбол. И всегда я делал это с большим вдохновением. Так получилось, что в играх с динамовцами мне удалось дважды забить – в Перми и в Химках. В этих матчах «Динамо» не побеждало. Зуба не было на команду, но настрой всегда серьёзный был.
- Вы говорили, что Миодраг Божович оставил на Вас большое впечатленеи как тренер. Почему?
- Потому что он раскрыл и команду, я имею в виду пермский «Амкар», и меня как футболиста. Красно-чёрные провели лучший сезон в истории – 2008-го года, когда стали четвёртыми в чемпионате и вышли в финал Кубка страны. И у меня персонально был шикарный год – игра давалась, Божович мне доверял, я забивал и отдавал голевые. Плюс сам по себе Миодраг интересная личность и интересный тренер. Своя методика, открытость и доброжелательность по отношению к игрокам. При этом я очень благодарен и другим тренерам, которые внесли огромный вклад в моё становление как футболиста - Валерию Газзаеву, Александру Новикову, Виктору Прокопенко.
- Черногорец в своей работе применяет так называемый голландский стиль – нагрузки через работу с мячом, отсутствие двухразовых тренировок, много упражнений на противостояние небольшими составами на ограниченном участке поля. Переняли что-то из его методики себе?
- Безусловно. Но, конечно, с учётом того, что их надо было адаптировать к возможностям детей, с которыми я работал в Академии, где я и начинал тренером. Там, конечно, своя специфика. Но общий посыл, скажем так скелет тренировочного процесса и его направленность – мне импонировали.
- Возвращаясь к игровой карьере – Вы автор первого гола «Амкара» в еврокубках. Что это был за гол?
- Благодаря четвёртому месту в чемпионате в 2008-м году пермяки получили возможность принять участие в квалификации тогда ещё Кубка УЕФА. В соперники достался английский «Фулэм», причём первую игру мы проводили на выезде. «Горели» 0:3, а в концовке встречи мне удалось отличиться – ударом с довольно острого угла отправил мяч под перекладину. В итоге 1:3, но этот гол вселил определённую надежду, что можем отыграться. В ответном матче собрался полный стадион, мы забили, но лишь раз. Таким образом по сумме двух матчей дальше прошли лондонцы.
НА ТРЕНИРОВКИ ВЫХОЖУ КАК НА ПРАЗДНИК
- Англия действительно по инфраструктуре, по отношению к футболу впереди планеты всей. Что-то такое ощутили?
- Несмотря на то, что домашняя арена у «Фулхэма», Craven Cottage, старая уровень всё равно чувствовался. Качество поля просто невероятное. Газон подстрижен настолько коротко и идеально, что мяч «ходил» очень быстро. Словно шайба по льду (улыбается). Даже на разминке это было здорово заметно.
А так вообще раздевалки там маленькие были. Мне кажется, это многие отмечали, что когда попадаешь на какой-нибудь старый стадион в Англии, то раздевалки крошечные и неудобные. Зато дыхание трибун серьёзно ощущалось. Даже несмотря на то, что стадион в тот день оказался не заполнен – всё-таки для англичан «Амкар» был абсолютно неизвестной командой. Тем не менее, играть было очень и очень приятно.
- Вы для себя заранее решили, что будете тренером? Или это постепенно формировалось?
- Изначально мне просто хотелось остаться в футболе. Постепенно это желание оформилось в тренерскую профессию. Я к тому моменту ещё играл, но пришёл к мысли, что по окончании буду записываться на тренерские курсы.
- Вы сами вызвались работать с Кириллом Новиковым по 1999 году рождения, он Вас попросил или так сложилось?
- Когда я пришёл в Академию «Динамо», то никого там не знал, кроме Кирилла. А на первых шагах в таком деле, как тренерская работа очень важно, чтобы был кто-то рядом, кто поддержит, подскажет, направит. Поэтому попросил, если есть такая возможность, чтобы работать на первых порах с Кириллом. Здорово, что так и получилось – это действительно было очень важно для меня.
- Ваша команда 1999 года рождения много шума наделала, но по факту только Роман Евгеньев на данный момент в основе. Рома Денисом между главной командой и дублем, Лацевич в «молодёжке», Грулёв в аренде в «Нижнем Новгороде», Косаревский в «Велесе». Как же так получилось?
- Это болезненный вопрос… Мне кажется эти ребята всё же будут играть. Может, не в «Динамо», но свой потенциал, свои возможности они показали. Конечно, всегда хочется, чтобы свои воспитанники играли в родном клубе. Но футбольные дороги порой непредсказуемы.
С другой стороны, возьмём того же Евгеньева. Он уже провёл три десятка матчей на уровне Премьер-лиги и показал, что этому уровню вполне соответствует. Что будет дальше – посмотрим. Вполне возможно, что уже в ближайшем будущем Рома будет столпом нашей обороны.
- С какими командами Академии Вы ещё работали?
- В первую очередь отмечу 2003 год рождения. Сейчас этот год у нас считается следующей топ-командой, откуда ожидается наибольший приток способных и талантливых футболистов. С ней мы выигрывали Кубок РФС в Санкт-Петербурге – фактически чемпионат России, в котором принимали участие все 16 команд этого возраста клубов Премьер-лиги. В финале тогда «Локомотив» обыграли 3:1. Захарян вот как раз в той команде выделялся – он сейчас успешно дебютировал за «молодёжку». Потом ещё ребята появятся, пока не буду называть фамилии (улыбается). Но этот возраст вы услышите.
- После того, как Кирилл Новиков стал и.о. в главной команде Вы управляли «молодёжкой». Тяжело пришлось?
- Честно говоря всё так неожиданно и быстро произошло. Ещё полгода назад я работал в Академии, а теперь помогаю в главной команде плюс провожу тренировки дубля. Эмоции захлестнули, поэтому в этом плане было не очень сложно. Тем более, основной состав, переломили сложную ситуацию, стали набирать очки, поэтому на каждую тренировку выходил, да и выхожу, как на праздник. Трудно было только физически. Порой с учётом «молодёжки» проводил по три тренировки в день, что, конечно, непросто.
- Тренировочное расписание сами составляли или совместно с Кириллом Александровичем?
- У нас уже было всё отработано. Небольшие изменения случались, но они, конечно, вырабатывались совместно.
В ГРОЗНОМ ПОСТАВИЛ БЫ METALLICA
- Сейчас в тренерском штабе именно Вы второй тренер?
- У нас как такового нет разделения на второй-третий-четвёртый. Мы все вместе. Роли распределены, у каждого свой участок работы. Если только у самого Кирилла Александровича спросить, кто у нас второй и так далее. Мы все работаем ради одной цели – чтобы московское «Динамо» выступало как можно сильнее и успешнее.
- С приходом Пепе тренировочный процесс здорово поменялся в части разминки и активации. Когда-нибудь встречались с похожей методикой?
- У него действительно интересная программа в плане разогрева футболистов, многое подаётся через работу с мячом, упор на эмоциональную составляющую. В межигровых циклах многое повторяется, а вот на предсезонке любопытно было посмотреть. Тем более, что мы пока можем сравнивать только со своим опытом предсезонной подготовки.
- Как оцените возобновление динамовцами чемпионата? Две игры – одна победа и одно поражение…
- Мне кажется пока сложно оценивать. Конечно, всегда хочется большего. В обоих матчах выглядели достойно, показали, что можем играть и применять тактические схемы к любому сопернику. Но пока две игры - это не показатель для далекоидущих выводов.
- На носу матч в Грозном, где традиционно непросто играть. Тот факт, что «Ахмат» сейчас в зоне вылета это плюс или минус? С одной стороны хозяева будут дополнительно мотивированы, с другой могут излишне нервничать…
- В первую очередь давайте отталкиваться от нас. Мы едем туда после победы над «Тамбовом», которая должна, конечно, придать ребятам уверенности в своих силах. Мы внимательно изучаем «Ахмат», уже видим на каких слабых сторонах этой команды можно сыграть. Будем реализовывать это на поле.
- Правда, что Вы большой поклонник музыки в стиле «металл»?
- Ну, не то, чтобы большой, однако мне действительно нравится тяжёлая музыка. Не готов назвать себя каким-то фанатом, но вот на концерт металлической музыки сходить могу. Есть определённый набор групп этого музыкального направления, которые я слушаю. Но прямо-таки знатоком «металла» себя не назову.
- Молодёжь сейчас такую музыку, кажется, уже и не слушает…
- Если честно, то кого не спрашивал – нет таких (улыбается). Наверняка, такие молодые люди существуют, но процент ценящих такую музыку довольно низкий. К ней всё-таки надо прийти.
- Будь Ваша воля, какую бы музыку поставили бы в Грозном в раздевалке перед выходом команды на игру?
- Что-нибудь из Metallica.