Sat писал(а): ↑14 май 2018, 12:22
Понимаю, о каком моменте идет речь, и, честно говоря, я его трактовал иначе.
Спойлер! (кликните для показа/скрытия)Идеей женщины (Люки) было то, что для спасения нужно нужно ждать и верить в благополучный исход, который произойдёт сам собой. Печерский же сначала не был уверен в собственной способности возглавить восстание, но потом, вопреки убеждению Люки, выбрал действовать. И в этом заключался антагонизм двух людей. Люка воспринималась при просмотре, скорее искусителем, чем возлюбленной. Печерский спас группу людей, Люка умерла (укрывалась, когда все бежали).
И в этом я разглядел два, как я считал, авторских посыла. Первый: когда судьба отчётливо подталкивает к действию - действуй, отсидеться не получится, погибнешь. Второй: в реальной жизни героями становятся люди, ранее бывшие самыми обыкновенными, которым, как и всем, свойственны сомнения и колебания, и разница между Героем и простым человеком исключительно в решительности совершить Поступок, а не как в американских боевиках Рэмбо - только тот, у кого это на роду написано квадратной челюстью и костюмом супермена.
Начну с того, что фильм я пока не смотрел и смотреть (во всяком случае в кинотеатре) не собираюсь. Почему?
На это есть несколько причин.
Изначально было предубеждение, которое сложилось ещё до премьеры фильма. Есть неплохой актёр Хабенский, который может неплохо сыграть роль. Но были большие сомнения, что режиссёр Хабенский сможет рассказать интересную историю. Собственно сомнения подтвердились цитатой которую я привёл выше. Но начнём по порядку.
В основу сюжета фильма легла (ну как легла, "по мотивам", есть известный факт - остальное фантазия автора) реальная история о единственном успешном побеге из лагеря смерти Собибор. Организатором восстания и побега был обычный советский человек, еврей по национальности. До войны работавший электриком на паровозоремонтном заводе, а в свободное время руководивший художественной самодеятельностью. Александр Печерский не был профессиональным военным до войны, как и многие другие советские молодые люди, он отслужил срочку (31-33 года). И вот обычный советский еврей не просто первым из евреев решился на побег из лагеря смерти, а организовал товарищей и спланировал побег.
Не знаю показано ли в фильме как Александр попал в Собибор, по трейлеру этого не видно. Но и до того как герой попал в Собибор есть что рассказать. Из книги Александра:
Спойлер! (кликните для показа/скрытия)Лето и осень 1941 года. Беспрерывные бои с напирающими полчищами немецко-фашистских армий. Из одного окружения выходим, в другое попадаем. В начале октября 1941 года, после тяжелых боев под Вязьмой попал в лапы гитлеровцев.
В плену заболел сыпным тифом. Всех военнопленных, больных тифом, немцы обычно расстреливали. Я сумел скрыть свою болезнь и как-то чудом остался жив. В мае 1942 года вместе с четырьмя пленными пытался бежать, но нас поймали и отправили в штрафную команду в город Борисов, а оттуда в Минск.
В Минск мы прибыли в конце лета 1942 года. В лагере, в лесу, нас было несколько сот человек. В один из августовских дней нас выгнали из бараков и построили в шеренгу по два для отправки в Германию. Перед отправкой произвели медицинский осмотр и обнаружили, что я еврей. Кроме меня было выявлено еще восемь евреев. Нас ждал трудовой лагерь…
То есть это была не первая попытка бежать, был неудачный побег до того как он попал в Собибор. Любовная линия выдумана. С какой целью это сделано?
Ответ в той цитате которую я изначально привёл:
- Мне было важно показать момент перелома, превращения из советского человека в человека нормального. В чем отличие? У советского общественное стоит превыше личного. Но, пройдя через ужасы и боль, офицер обращает внимание на женщину, которая его любит.
То есть в концлагере в котором людей держат в ужасных условиях, относятся хуже чем к скоту, главный герой влюбляется и у него вырастают крылья, он отбрасывает ненормальное ( по мнению режиссёра) советское и становится нормальным человеком. По мне, тянет на какой-то бред.
Интересно, в фильме хоть раскрыто, что приглянулось главному герою Хабенского в Люка или среди всего этого действия в нём проснулась животная страсть?
Собственно любовная линия нужна ровно для одного, чтобы отвергнуть советскость. Хабенский тут ничего нового не изобрёл, стоит хотя бы вспомнить фильм Бандорчука младшего "Они сражались за Катю" ("Сталинград").
Есть стойкое убеждение, что "Собибор" это один из ряда фильмов таких как "Движение вверх", "Время первых" в которых речь идёт о советских людях, но изымается всё советское (как ненормальное) или же искажается. Впрочем это вполне нормально, учитывая нынешние реалии.
Говорят в фильме правильно показан нацизм:
Правильное, на мой взгляд, изображение базовой, исконной европейской идеологии, а именно – нацизма. В фильме отлично показан тот факт, что нацизм как идеология ни в коем случае не противоречит другим европейским ценностям, таким как "семейственность", любовь к животным, к белокудрым невестам и так далее. То есть нацизм – это идеология, которая позволяет своим адептам быть милыми людьми во всех отношениях, но выносить за скобки все остальное человечество. В этом смысле фильм выглядит достаточно убедительно.
Но подобных фильмов, где показан нацизм, о евреях и холокосте предостаточно ("Пианист", "Список Шиндлера"...).
Чем принципиально "Собибор" отличается от фильма с Рутгертом Хауэром "Побег из Собибора"
https://www.kinopoisk.ru/film/pobeg-iz- ... 87-276365/?
Что принципиально нового режиссёр хотел сказать своим фильмом?
Если бы в основу фильма легла настоящая история, без творческих фантазий Хабенского, то фильм мог получиться действительно сильным и интересным. Материал для фильма отличный.
Что имеем в остатке. Выходит, перед 9 мая, фильм о том как фашисты содержали в концлагерях евреев (автор же вычленил и отбросил всё советское за ненадобностью). Мне такой фильм неинтересен на кануне 9 мая, о евреях в концлагерях фильмы видел, евреев жалко но можно было бы снять к этой дате фильм о чём-то, что ближе (как пример, фильм рассказывающий о советском солдате попавшем в Собибор и бежавшем из него). Цель с которой снимался фильм вижу в том, чтобы поднять бабла (дату премьеры подобрали отлично).
Эпиграфом, слоган к фильму: «Подвиг, который мы забыли»
ЗЫ: Заранее хочу отметить, что не пытаюсь доказать, что фильм плохой. Скорее всего он снят хорошо. Вполне возможно, что он может быть интересен, но не мне.