Спойлер! (кликните для показа/скрытия)Классик (вошедший в вечность) устами своего персонажа Коровьева сказал: «…Чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения никакого не было!»
Вот, я открываю любые пять страниц из Довлатова или, скажем, Аксёнова (святые имена для 60-десятников). Читаю… Содержание: гуляем, пьём, трахаемся, гуляем, пьём, трахаемся. В промежутках — боремся с Системой (понарошку). Да, написано прикольно, слог беглый. И что? И — всё! Мемуары о пережитых в юности тусовках и пьянках. Да я тоже так смогу. И слог у меня неплохой, и в разных тусовках-пьянках я тоже поучаствовал неслабо. Но это же не повод, чтобы писать книги?
Свидетельствую: всё было не так, как показывают в современных фильмах про «совок». Никто никого не «гнобил». Рокеры пели свои песни по квартирам и подвалам, поэты читали свои вирши по клубам, хиппи носили свои волосы везде, кроме как два года в армии (чтобы на гусеницу танка не намотало)… Не было никакой борьбы с Системой. Потому что Система с ними не боролась. Взирала с ленивой усмешкой — пусть порезвятся детки. И всё.
Скажете сейчас: а-а-а! Рокерам тогда не давали эфира на ТВ-радио, не пускали на стадионы для выступлений, а поэтов не печатали в тиражных журналах! Да. Так их и сейчас не печатают (мой громкий смех). И рокеры сейчас собирают на свои концерты совсем немного народу — как раз на клубный подвальчик, не более. И современное ТВ-радио их не жалует. Что изменилось? А свобода-то — есть. Куда ещё свободнее?
Заметьте, когда в 1990-х вдруг стало «всё разрешено», аудитория у «неформалов» практически не увеличилась. Типографии вместо их «гениальных стихов» принялись печатать миллионными тиражами эротическую газету «Ещё», а стадионы — собирать разные «ласковые маи» и «поющие трусы». Что, в общем-то, и требовалось доказать…