Спойлер! (кликните для показа/скрытия)Главгосэкспертиза утвердила очередную смету на строительство футбольного стадиона в Петербурге на Крестовском острове.
Стоимость «мыльной стройки» — 34 млрд рублей (на 5 млрд рублей меньше, чем в декабре 2012 года предлагал городской комитет по строительству, и на 5 млрд рублей больше нынешней сметы).
И одновременно с этим стал доступен отчет городской Контрольно-счетной палаты (КСП) (проведенный вместе со Счетной палатой РФ) о проверке использования бюджетных средств на строительство стадиона (ранее КСП обнародовала лишь пресс-релиз, где главным нарушением объявлялось ненадлежащее хранение 63 тысяч кресел для зрителей).
В отчете КСП констатируется, что при 14,5 млрд рублей, уже перечисленных из питерского бюджета, общий объем финансовых нарушений составил… 22 млрд рублей (!). В полтора раза больше выделенного. А объем «необоснованно затраченных» средств — около 7 млрд рублей: почти половина выделенного из бюджета…
Не потому ли — чтобы не предавать огласке такие чудеса — отчет и снабдили грифом «Для служебного пользования»?
Получить отчет КСП даже мне, как депутату городского парламента, удалось лишь после специальных усилий — ревизоры долгое время отказывались его представить, ссылаясь на абсурдный гриф «ДСП». Хотя речь идет о проверке расходования денег налогоплательщиков на строительство спортивного объекта, а не базы ракет или подводных лодок стратегического назначения, а изучение отчета показывает, что «грифовать» там нечего.
Что же нарушено? Лишь краткий список нарушений занимает четыре листа: и для начала выясняется, что оба госконтракта на строительство (сперва подрядчиком было ООО «Авант», а затем ООО «Инжтрансстрой») заключены незаконно! Контракт с «Авантом» — на 5,9 млрд рублей — заключен лицом, не имевшим на это полномочий и без полагающегося положительного заключения госэкспертизы на проектно-сметную документацию. Что касается контракта с «Инжтрансстроем», то он в 2011 году незаконно «подорожал» на 9,5 млрд рублей: городские власти не имели права увеличивать его стоимость, а были обязаны расторгнуть контракт и заключить новый.
Итого: нарушения на сумму 15,4 млрд рублей, что уже превышает выделенные из городского бюджета средства.
Пойдем дальше. 3,8 миллиарда рублей — дебиторская задолженность «Инжтрансстроя», который потратил деньги на строительно-монтажные работы, но не представил документов, подтверждающих их выполнение.
800 миллионов рублей — завышение стоимости проектных работ в связи с «неправомерным применением повышающих коэффициентов».
460 миллионов рублей — переплата «Аванту» за проектно-изыскательские работы (ПИР) «при отсутствии обоснований и дополнительных соглашений, увеличивающих стоимость ПИР».
406 миллионов рублей — завышение стоимости работ по строительству чаши стадиона из-за «неправомерного применения надбавок к ценам».
287 миллионов рублей — потери от указанного «ненадлежащего хранения кресел для болельщиков».
276 миллионов рублей — завышение стоимости строительства из-за «необоснованного применения повышающего коэффициента к цене стальных конструкций».
215 миллионов рублей — необоснованное авансирование на приобретение оборудования и материалов.
155 миллионов рублей — «бросовые затраты по монтажу железобетонных конструкций и последующему демонтажу в связи с корректировками проекта».
113 миллионов рублей — завышение стоимости земляных работ…
В общей сложности объем нарушений достигает указанных выше 22 миллиардов рублей, из которых 6,6 миллиарда рублей (все, кроме стоимости двух госконтрактов), как представляется, можно квалифицировать как растрату. Иначе говоря, из 14,5 миллиарда рублей, которые выделил питерский бюджет, почти половину по русской традиции освоили.
Наконец, КСП прямо указывает, что к «значительному увеличению» стоимости строительства привели «решения, принятые правительством Санкт-Петербурга на совещаниях по вопросам проектирования и строительства футбольного стадиона». Напомним: в 2006 году все начиналось с «лимита бюджета проекта» в 250 млн долларов США (6,7 млрд. рублей), установленного в рамках конкурса по разработке архитектурных решений нового стадиона. А к 2011 году смета выросла до 28,7 млрд рублей (по крайней мере именно эта стоимость сегодня заложена в бюджете Петербурга)…
Казалось бы, отчет КСП должен быть немедленно направлен в правоохранительные органы (я давно твержу, что этим проектом должны заниматься не депутаты и журналисты, а следователи и прокуроры). Как бы не так: адресаты документа — только Совет Федерации и Госдума. Но вряд ли там примут меры: ведь нынешний спикер СФ Валентина Матвиенко в те годы, что строительство стадиона непрерывно дорожало, а бюджетные деньги тратились, — возглавляла правительство Петербурга.
Что касается «обновленной» и «удешевленной» сметы строительства — на упомянутую сумму 34 млрд рублей, — то она вызывает у экспертов серьезное удивление.
Предполагается, что город будет оплачивать строительство непосредственно стадиона: строительство футбольного поля, трибун, крыши и подтрибунных помещений. Сэкономить же предлагается на «нефутбольных» объектах, которые будут располагаться на стадионе: бары, рестораны, кафе и буфеты, концертное оборудование и так далее. Все это будет построено на средства инвесторов (в очередной раз говорят о неких «структурах «Газпрома», якобы готовых вложиться). Но стоит ли все это 5 млрд рублей (разница между предложенной питерскими властями и согласованной сметой) — большой вопрос. Хотя губернатор Георгий Полтавченко уверяет, что это еще не предел и строительство удастся еще удешевить.
В принципе он прав: в том смысле, что питерский стадион не может стоить таких денег (в несколько раз больше европейских аналогов, о чем многократно рассказывала «Новая газета»). Однако этот вопрос КСП (вместе со Счетной палатой) упорно обходит стороной — предпочитая не замечать вопиющей разницы в стоимости питерского и европейских стадионов похожего класса. Конечно, их понять можно: если будет разворовываться (как следует из упомянутого отчета КСП) почти половина бюджетных денег, то новые рекорды стоимости питерского стадиона неизбежны. Но, может быть, проще (и дешевле) было бы не допускать воровства? Хотя это, конечно, совершенно фантастическое предположение…
И, наконец, последнее: кто же должен платить за это строительство? Вопрос, который я упорно задаю как питерским, так и московским чиновникам. Будучи уверен, что не городской бюджет должен быть единственным плательщиком строительства нового стадиона, который предназначен для «Зенита» и на котором пройдет полуфинал ЧМ-2018.
В конце января вице-премьер Дмитрий Козак дал указание Минрегиону, Минспорту, Минфину и ОАО «Газпром» совместно рассмотреть мое обращение о финансировании строительства или за счет федерального бюджета, или за счет «Газпрома
1 апреля пришел ответ (см. фото): три министерства заявили об «отсутствии возможности» платить за стройку из федерального бюджета (а ведь ЧМ-2018 приглашал не Петербург, а Россия). Что касается «Газпрома», то его деятельность по финансированию таких объектов носит «во многом благотворительный характер» (какая «благотворительность», если «Зенит» принадлежит «Газпрому»?), а возможность участия «определяется обязательствами, закрепленными в соглашениях о сотрудничестве».
В соглашении с питерскими властями таких обязательств нет. А правительство, имеющее контрольный пакет акций «Газпрома», не может его заставить платить за «стройку века». Или не хочет?