Спойлер! (кликните для показа/скрытия)
Лондон второй половины 19 века разделён на 2 "мира": в одном из них почтенные джентльмены ведут размеренное благопристойное существование, но в другом тысячи людей выживают за гранью нищеты в смрадных кварталах и огромном лабиринте подземных катакомб, где десятилетиями орудует банда, совершившая уже несколько сотен убийств, а её "кукловодом" является загадочная личность, которой бедняцкая молва приписывает сверхъестественные способности.
Действие мистического романа ведется от лица Уилки Коллинза, жившего в действительности друга и соавтора Чарльза Диккенса - второго, но не менее важного героя этой книги.
Произведение имеет много "слоёв". На страницах, как и в реальности, Чарльз Диккенс - сложная личность, обласканная публикой, но пребывающая в конфликте с многими официальными представителями власти из-за своих социалистических взглядов. Пережив ужасную железнодорожную катастрофу, он приобрел сильнейшее нервное расстройство, из-за которого рассудок временами стирал грань между реальным миром и его произведениями, заставляя писателя считать своих персонажей живыми людьми. Инспектор, расследующий городские убийства, настолько одержим своими поисками, что возникают сомнения, не превратилось ли его дело в манию, заставляющую сплетать между собой ничем не связанные преступления, и не является ли таинственный "кукловод" лишь плодом воспалённого воображения. Уилки Коллинз, от лица которого ведется рассказ, страдает от подагры и ради избавления от мучительных приступов раз за разом прибегает к опиуму, так что события романа мы наблюдаем через призму его прогрессирующей наркотической зависимости. Пока мы следим, чья же из одержимостей ближе к реальности, в орбиту событий втягиваются персонажи, послужившие прототипами для последнего незаконченного романа Диккенса, с которым наша книга имеет отчётливо различимое композиционное сходство.
Читать интересно, мне определённо понравилось. Автор Дэн Симмонс своими предыдущими работами уже обрёл литературное признание и получил ряд наград, в том числе и престижную "Хьюго". Но "Друд" - это ни в коем случае не "экшн", а скорее детектив, в котором мистические элементы и описания убийств, достойных Джека-потрошителя, лишь разбавляют в общем-то плавное 800-страничное повествование, ключевые повороты которого чаще подаются через светские беседы, которые и положено вести достопочтенным английским литераторам.