Престижу, ушедшему в подполье:
Спойлер! (кликните для показа/скрытия)Поэт и публицист-славянофил Иван Аксаков, побывав с чиновничьими делами в очередном селе Ярославской губернии в 1849 году, так пишет в одном из писем: «Здесь нет ни одного православного, хотя все село по спискам полиции значится православным, и все жители на допросах показывают себя принадлежащими великорусской церкви. Но по исследованию оказалось, что ни одна душа никогда не была у Святого причастия. …Но когда приезжает какой-нибудь чиновник, то десятский обходит жителей и говорит, чтобы шли в церковь. При нас церковь всегда полна, и вы не поверите, какое грустное впечатление производит вид этой толпы, лицемерно присутствующей и не умеющей молиться…» Вторит ему этнограф Тенищев: «Крестьяне ходят в церковь редко, особенно мужчины. Относятся к церкви без усердия, скорее с нерадением». В Вологодском сборнике за 1881 год говорится «ни одна женщина и большинство мужчин не могут прочесть даже самой кратчайшей молитвы, а некоторые если умеют, то совершенно искажают смысл слов, например, вместо «Отче наш» читая «очи наши». Еще один этнограф Иваницкий изумляется: «Мой рассказчик, уроженец деревни Марково, совершенный язычник. О христианском боге он только слыхивал от родителей, об Христе же никогда и не от кого не слышал, Евангелия не читывал и едва умеет креститься…
В русских народных сказках нет ни намека на Христа. Можно обратиться и к классикам. Пушкин А. С.: «Русский народ питает презрение к попам и равнодушие к отечественной религии». Религиозный философ и писатель Булгаков писал: «Не приходится преувеличивать сознательности и прочности этой христианской веры, разлагающейся иногда от первого прикосновения извне».
И такие результаты были достигнуты не смотря на то, что на протяжении всего правления Романовых людей пытались загнать в церковь хотя бы с помощью штрафов. При Петре Первом с «небытейщиков» (которые не ходят на исповедь и причастие) взимали 5 коп. за первый раз, 10 за второй и 15 за третий. Не помогало. Анна Иоанновна была умеренней: «брать штрафы без послабления», если не причащались хотя бы на Великий Пост. Но и через полвека Екатерина Вторая поминает «небытейщиков», предлагая за неимением денег на штрафы посылать их на казенные работы на две недели и сажать на хлеб и воду, а с их помещиков, приказчиков и старост эти штрафы взыскивать.
...........................................................
Это малое, что нашел. Остальное, что нашел, написано на мой взгляд, излишне остро, поэтому выставлять не стал.
Выставил это потому, что в отечественной истории, в том числе, что касается веры, всё намного сложнее, чем кажется некоторым малообразованным постсоветским гражданам.
Благостной картины: добрый царь и искренне верующий и хорошо разбирающийся в вопросах веры народ, весь поголовно православный по Никону - не было никогда. В разных районах РИ всё было по -разному. В том числе и в губерниях с преимущественно великорусским населением. Были и искренне верующие, и притворно верующие. А также множество язычников, старообрядцев и беспоповцев. Плюс разбежавшиеся на окраины Империи и за границу молокане и липоване.